Верботональная система появилась и развивается как результат научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации. Первые результаты экспериментальных исследований, теоретические основы и возможности применения представил в 1954 году профессор Петар Губерина - разработчик верботональной методики. Верботональная система, в отличие от других систем, исходит от человека - субъекта коммуникации и от его возможностей. Исходя из особенностей психики человека, перцепцию начали считать основным звеном в коммуникативной цепочке: эмиссия, трансмиссия, воспроизведение. "Слушание является основным звеном в коммуникативной цепочке. Если оно нормальное, становление и функционирование речи не является проблемой. Если же слушание ослаблено, речь будет претерпевать изменения, а эмиссия - деформироваться” (П.Губерина, "Методология верботональной системы”, Загреб, 1964). Таким образом, слушание играет огромную роль в общении людей с нарушениями слуха. Диагностика и реабилитация слушания и речи - основная деятельность Центра "СУВАГ-Киев”. Диагностическое обследование включает осмотр отоларингологом, аудиологическое обследование, с помощью которого определяется состояние слуха и слушания (тональная аудиометрия, речевая аудиометрия), а также функциональную диагностику: определение оптимального слухового поля (ОСП) и речевого статуса лиц с нарушением слуха. Техническую основу функциональной диагностики представляют электроакустические аппараты "СУВАГ-2”, ревербиратор (РУ), магнитофон или приемник (источник звука). "СУВАГ-2” - многоканальный фильтровый аппарат, используемый для индивидуальной терапии и функциональной диагностики лиц с потерей слуха и дающий возможность использовать любую частотную характеристику. Диагност выделяет те частоты и интенсивность, которые обеспечивают пациенту лучшую разборчивость речи, или оптимальное слуховое поле (ОСП). Поступая в Центр "СУВАГ-Киев”, пациент обязательно проходит функциональную диагностику. Результат обследования отображается в листе функциональной диагностики. Обследование состоит из пяти этапов: 1)слуховое восприятие в свободном слуховом поле; 2)слуховое восприятие в свободном слуховом поле со слуховым аппаратом; 3)слуховое восприятие через ОСП на аппарате "СУВАГ-2”; 4)обследование речи; 5)заключение и рекомендации. Хотя результаты речевой аудиометрии дают нам некоторую информацию о разборчивости слуха пациента в связи с интенсивностью, они не говорят нам о перцептивных ошибках пациента и что они означают. Для этого и созданы тесты тональности. Они состоят из пяти категорий слов с различной частотной характеристикой: низкой, низко-средней, средней, средне-высокой, высокой. Но тесты тональности не всегда можно использовать для детей, особенно младшего дошкольного возраста. В таких случаях надо опираться на уровень развития речи и слухового восприятия ребенка и соответственно этому проводить функциональную диагностику. Первоначальный этап - рефлекторная реакция на звук, далее - супросегментарные элементы речи (ритм, интонация), подготовленный материал (перед ребенком выученный материал - игрушки, картинки, например), полуподготовленный материал (ребенок запоминает слова и знает, что они будут названы). Следующий этап - неподготовленный материал (тесты тональности). Еще один этап функциональной диагностики - слуховое восприятие через ОСП на аппарате "СУВАГ-2”: а)обследуем воздушную проводимость;. б)проверяем, какое проведение лучше - костно-телесное или воздушное; в)определяем пороги дискомфорта для каждого уха; г)далее определяем чувствительность пациента к ревербирации (т.е. умение слушать в закрытом помещении, когда присутствует эхо); д)обследуем селективность слухового восприятия (умение слушать в условиях шума); е)обследуем время перцепирования, то есть умение слушать речь нормального темпа (5 слогов в секунду). У детей, обучающихся речи, время восприятия удлинено. Эта ситуация похожа на изучение иностранного языка: когда говорят медленнее, понимание сказанного лучше. Процесс реабилитации длителен и связан с развитием речи. Время перцепирования удлинено и у пациентов с нарушениями центральной нервной системы (дисфазия, инсульт, диабет, токсикозы и т.д.). Реабилитация проводится так: больному дают слушать речевой материал сначала медленно, потом быстрее. Следующий этап функциональной диагностики - это обследование речи. На этом этапе проверяем, насколько у пациента развернута речь, какие он строит предложения, присутствуют ли аграмматизмы, обследуем высоту и темп голоса. Тест тональности проводим со слуховым аппаратом (если он рекомендован пациенту) в свободном звуковом поле. В том случае, если у человека есть проблемы, связанные со слушанием, ему назначают предпротезную терапию с последующим подбором слухового аппарата. Детям, у которых слушание не развито, на начальном этапе рекомендованы занятия на аппарате "СУВАГ” с постепенным привыканием к слуховому аппарату. Ребенок должен понять, что существует звук и научиться реагировать на него. Тогда при подборе слухового аппарата можно выбрать ту модель, в которой пациент лучше реагирует на обращенную к нему речь. У маленьких детей аудиометрическое обследование может быть неточным, поэтому с выбором аппарата спешить не нужно. Перед выбором необходима предварительная реабилитация и отработка понятия: есть звук - нет звука. Ношение слухового аппарата на начальном этапе не должно быть постоянным и используется для того, чтобы вызывать у ребенка интерес к звуковой информации. Последний этап функциональной диагностики - заключение и рекомендации. Современная технология слухопротезирования предлагает слуховые аппараты с учетом степени снижения слуха. Они могут быть аналоговые, аналоговые с цифровой настройкой и цифровые. Для взрослых они могут быть внутриканальные и внутриушные (если потеря слуха незначительна).
Грущенко Е.В., специалист по функциональной диагностике и подбору слуховых аппаратов Центра "СУВАГ-Киев”(Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|