Уважаемые родители, друзья, коллеги! В последнее время все больше детей с недостатками слуха и речи учится в общеобразовательных школах, и это очень радует родителей и сурдопедагогов, реабилитировавших этих детей. Ведь дети, воспитанные не в обстановке интерната, а в кругу семьи под ласковыми взглядами матери и домашних, имеют больше шансов стать достойными членами общества новой независимой Украины. Я ни в коей мере не хочу уменьшить достижения классической методики обучения детей с недостатками слуха и речи, но после создания в нашей стране Центра реабилитации "СУВАГ-Киев” у детей с такими недостатками появилась альтернативная форма обучения в нашем Центре, а не только в специальных детских садах и школах. Верботональную методику (ВТМ) разработал академик Петар Губерина около пятидесяти лет тому назад. Сейчас в мире существует более двухсот центров на пяти континентах. За девять лет реабилитации в Центре "СУВАГ” г.Киева были достигнуты очень хорошие результаты. Более семидесяти детей сейчас проходят дальнейшее обучение в школах общего типа, и не потому, что так захотелось нам или их родителям. Просто наши питомцы достигли такого речевого развития, что готовы продолжить свое обучение по общеобразовательной программе. Вместе с ростом знаний и умений наших детей растут также знания и опыт их учителей. Мы учим детей слушать и говорить, а дети учат нас, как лучше привить им эти навыки и дать нужный для полноценного общения багаж знаний. Верботональная методика обучения очень отличается от классической. В ВТМ сохраняются естественные этапы развития речи ребенка (гуление, лепет, слово, фраза), начиная с того этапа, на котором он остановился. Ранняя диагностика и качественное слухопротезирование - начало успешной реабилитации. А потом идет сурдопедагогическая работа, начиная с того уровня, на котором ребенок остановился в своем речевом развитии. Если ребенку четыре года, а поражение слуха наступило в десять месяцев, когда он был на стадии лепета, то мы и начинаем с лепета. Ведь малыш, который не ползал, не стоял, не может встать и пойти. Такое же положение и с речью - нужно обязательно пройти все стадии развития. Сделаем срез развития речи ребенка без отклонений от дня рождения до 4-5 лет на одной только ситуации: он смотрит на котенка, а мама речью обращает его внимание на животное: -Мяу! -О, киса-мяу! -Вот идет киса-мяу, топ-топ. -Вот маленькая киса идет. -Вот маленькая пушистая кошка. -Мурка идет тихо, будет мышкам горе. То есть предмет остается тот же, а словесное оформление "растет” вместе с ребенком, его речевым опытом и речевыми возможностями. Ребенок начинает говорить простые слова, иногда понятные только самым близким людям, но на протяжении определенного времени, приобретая опыт в слушании и общении, он начинает применять его в коммуникации. Всё в жизни начинается с маленького: с зернышка - хлеб, с лучика - заря, а речь детей с недостатками слуха начинается с двух гласных звуков: а-у. Слабослышащий ребенок проходит те же стадии речевого развития, что и слышащий (гуление - лепет - слово - фраза), начиная с той, на которой его постигло поражение. Поэтому ранняя диагностика и определение места поражения слуха и сопутствующих заболеваний, качественное слухопротезирование - одни из главных составляющих хорошей реабилитации. Чтобы успешно подготавливать детей с недостатками слуха к уровню общеобразовательной школы, необходимо заложить прочный фундамент знаний и грамматических навыков устной речи в раннем дошкольном возрасте, так как зависимость между уровнем речевого развития ребенка и возможностью овладения им школьными дисциплинами очень велика. Дифференцированное распознавание и понимание характера речевых дефектов позволит учителю определить основное своеобразие обучения, его принципиальное направление, основанное на развитии слухового восприятия речи. Слуховое восприятие развивается как со слуховым аппаратом, так и на голое ухо. Сейчас используется большое количество индивидуальных слуховых аппаратов. На специальных занятиях в Центре используются стационарные аппараты "СУВАГ-1” и "СУВАГ-2”. Для того, чтобы не возникали трудности с развернутыми ответами, содержащими элементы рассуждения, доказательства, с выполнением специальных учебных заданий, нужна длительная работа по общению на знакомом речевом материале. Поэтому нужно подбирать такой речевой материал, который близок к повседневному. Можно искусственно создавать ситуацию, вызывающую потребность в общении. Это дает возможность сообщить детям речевой материал, не дожидаясь того момента, когда потребность в нем возникнет сама по себе в повседневном общении. Одна из наибольших трудностей - научить глухих детей спрашивать. Без этого получается, что педагог (знающий) постоянно спрашивает детей (незнающих), в то время как для нормального развития речи и слуха нужно обратное: ребенок (незнающий) спрашивает у знающего. Все эти проблемы могут сводиться к минимуму, если использовать в работе по подготовке к общеобразовательной школе аудиовизуальные курсы развития речи и слухового восприятия. При работе с такими пособиями, кроме развития правильно оформленной эмоциональной речи и слуха, преследуется и такая цель, как привитие ребенку воображения и фантазии. Ведь это одна из важнейших сторон нашей жизни, которая особенно интенсивно развивается в возрасте от пяти до двенадцати лет. Вопросы: "Что было до этого?”, "Что будет после этого?” - дают начальный толчок к пониманию временных связей.
Захарчук А.Н., сурдопедагог-реабипитатор Центра "СУВАГ-Киев”(Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|