Сегодня особенно остро встал вопрос о необходимости пересмотра специального образования. "Концепция государственного стандарта специального образования детей с особыми потребностями” обязывает всех работающих в специальных дошкольных, школьных, внешкольных учреждениях очень серьёзно искать новые, более совершенные пути для получения реального ощутимого результата. Как руководитель с тридцатидевятилетним стажем работы в специальном дошкольном учреждении, как сурдопедагог-дошкольник, как дочь глухих родителей, считаю необходимым высказать точку зрения как свою, так и нашего коллектива. Краткая справка. Одесскому дошкольному учреждению - 41 год. Существует шесть групп: одна - диагностическая, три - для глухих детей, две - для слабослышащих детей. С 1980 года мы принимаем детей с 1 года 11 месяцев - 2 лет. Они находятся у нас до шести- семилетнего возраста. В нашем учреждении созданы все необходимые условия для физического, умственного, духовного, морально-нравственного, эстетического и социального развития детей с учетом структуры дефекта. Из 58 детей (по плану - 40) на сегодняшний день только 19 сомматически здоровы, остальные имеют различные патологии. Конечно, работать трудно. Во-первых, стало больше глухих детей с задержкой в психическом и умственном развитии, требующих постоянной психоневрологической помощи. У нас есть свои врачи-специалисты: педиатр, психоневролог, отоларинголог. Их участие очень ощутимо в общей системе обучения и воспитания наших детей. Во-вторых, множество проблем, связанных с экономическим кризисом в стране. Но жизнь идет, и мы воспитываем, учим глухих детей, готовим к школе, к жизни в нашем (не всегда добром и терпимом) обществе слышащих людей. Практические работники, специалисты, да и сами повзрослевшие глухие дети и их глухие родители хорошо понимают, что не всё зависит от квалификации педагогов, и, честно говоря, результат часто не совпадает с ожидаемым. Это очень огорчает наших сотрудников. Существующая система обучения глухих детей при всей, казалось бы, стройности, несовершенна. И голоса у наших детей не такие, как хотелось бы. Хотя сколько усилий, нервных затрат идет у маленького глухого ребенка на формирование контроля над собственным произношением, которое он никогда не слышал и не услышит! Сколько огорчений испытывает дошкольник и особенно школьник, когда у него не получается "говорить вслух" и он понимает это! Разве слышащие люди готовы по-настоящему услышать и понять искусственную речь наших питомцев? И эта "устная речь”, к сожалению, становится средством общения. Их, наших глухих детей, как и взрослых, спасает речь письменная, но и она может вызвать улыбку. И только жестовая речь оправдывает себя. Слышащие ее используют, как умеют, глухие - с уверенностью, что их поймут. Так почему же надо отказываться от этой надежной нити, связывающей глухого и слышащего? Ведь мы имеем представление об особенностях памяти, наглядно-образного мышления у глухих, о формировании понятийной и собственной сторон речи. И все больше наши сотрудники убеждаются в том, что малыш скорее запоминает "хитрую лису” и "злого волка”, показанных жестом, чем картинкой "хитрая лиса" и "злой волк", при рассказывании сказки, инсценировке, на занятиях по изобразительному искусству, развитию речи. Малышам нравится входить в образ, передавать характерные черты персонажа личиком, движением. С выразительностью жеста появляется образ, затем и слово, а у слышащих - слово способствует возникновению образа. Дети лучше воспринимают с помощью жеста материал, вопрос, поощрение и т. д. Очень интересно наблюдать за маленькими глухими, с которыми много разговаривают их неслышащие родители. У них адекватная потребность самостоятельно включаться в разговор взрослых. Как непосредственны они в вопросе к педагогу или воспитателю: "Почему ты грустная? Больная?” И когда наш сурдопедагог говорит жестами пятилетним детям: "Я прошу вас, говорите красиво, мне будет приятно”, - дети очень стараются. Конвенция ООН "О правах ребенка” уделяет особое внимание речевой потребности детей (ст.17), подчеркивает желание учиться на своем родном языке (ст.20). Жестовый язык был, есть и будет международным языком всех глухих людей, которые относятся к разным национальностям бывшего Союза! На мой взгляд, он дол¬жен быть признан и государственным (ст.23, п.1.23). Наши дети, их глухие родители относятся к группе меньшинств. И мы обязаны учитывать их речевые потребности, возможность пользоваться родным языком (ст.30). Наш коллектив с большим энтузиазмом и пониманием овладевает билингвистическим методом обучения глухих дошкольников, проводит повседневную работу с глухими родителями. Мы обучаем слышащих родителей жестовой и дактильной формам речи. В течение многих лет в дошкольном учреждении работает постоянно действующий семинар по изучению жестового языка, согласованного с программой. Сегодня, как никогда, время обязывает вас, глухих взрослых, воспользоваться вашим правом выбирать, решать, настаивать на избранной вами ведущей форме речи в обучении неслышащих детей, способствующей доступному для всех детей формированию и усвоению понятий программы в целом. Наш жестовый литературный язык очень многообразен и выразителен. Он помогает глухим более эффективно, осмысленно овладевать знаниями. Сурдопедагоги, воспитатели, кроме глубоких знаний методик, педагогики, особенностей психологии глухих с учетом возраста и т. п., обязаны в совершенстве владеть литературным жестовым языком, дабы не способствовать употреблению аграмматизмов и насаждению усеченных фраз глухим детям. Для этой цели, на наш взгляд, необходимо. 1) организовать в областных центрах постоянно действующую комиссию по аттестации всех педагогических работников спецшкол-интернатов и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха. Думаю, что целесообразно одного-двух членов такой комиссии ввести в городскую аттестационную комиссию; 2) при институтах усовершенствования учителей ввести спецкурс для педагогических работников спецшкол-интернатов и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, т. к. повышение квалификации, проходящее совместно с педагогами массовых школ и дошкольных учреждений, носит только общеобразовательный характер. Для решения вопроса социальной ориентации в обществе слышащих, мы, специалисты, обязаны обеспечить: а) объем знаний, соответствующий познавательным возможностям каждого ребенка; б) грамотность наших воспитанников (чтение, письмо, возможность выразить свою просьбу устно); в) профессиональную подготовку, специализацию в условиях школы. Необходимо реанимировать все постановления по защите прав глухих. Им должно быть обеспечено право получать достойное образование на бюджетной основе, право на труд. Как можно приостанавливать социальную защиту, улучшение содержания детей-инвалидов? Этим должно заниматься Министерство социальной политики и труда, а если оно не выполняет свое назначение, то зачем оно? В нашем дошкольном учреждении работают десять неслышащих человек на разных должностях, от педагога-воспитателя до рабочего, обслуживающего ТЭЦ. Это положительно сказывается на работе всего коллектива и на детях. Мы признательны ЦП УТОГ за идею и организацию этой конференции. Хочу выразить уверенность в том, что наши предложения будут рассмотрены и реализованы Министерством образования. Я благодарна В.И.Семеновой, нашему председателю облорганизации УТОГ за предоставленную мне возможность быть участником этой, очень важной для меня, конференции.
Болдырева Н.А., заведующая специальным дошкольным учреждением №113 для глухих и слабослышащих детей г.Одессы, заслуженный работник образования Украины (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|