Продолжаем рассказ о поездке группы украинских педагогов в Польшу, где в сентябре, на базе Люблинского центра для глухих и слабослышащих детей и молодежи имени Иоанна Павла Второго, состоялся международный симпозиум.
Подписание договора Участие в симпозиуме стало продолжением сотрудничества между польскими и украинскими педагогами. Первая поездка состоялась летом этого года, когда с 11 по 18 июня в Люблине проходили мероприятия по случаю 65-ой годовщины со дня создания специального учебного заведения для глухих и слабослышащих детей. На юбилейные торжества были приглашены директор Житомирской школы для глухих детей Николай Петрович Миняйло и педагог этой школы - Елена Валентиновна Бойчук. Именно тогда был заключен договор о сотрудничестве, который подписали Николай Миняйло и директор Люблинского центра имени Иоанна Павла Второго Анна Стасяк. В договор был внесен ряд вопросов, интересующих украинскую сторону: о процессе реабилитации неслышащих польских детей и молодежи, об их адаптации в социальной среде, о решении проблем профориентации и о трудоустройстве неслышащих.
Подробнее о Центре В Люблинском центре для глухих и слабослышащих детей и молодежи имени Иоанна Павла Второго (это и есть школа-интернат) обучаются с 6 лет. В начальной школе находятся до 8 лет, потом продолжают обучение в средней школе и еще 3 года - в гимназии (старшая школа). При желании ученика и его родителей можно учиться дальше в лицее, который находится в Центре, или получать знания в профтехучилище. При Центре существуют дошкольные группы (так называемый детский сад), куда приходят самые маленькие дети в возрасте 2,5-3 лет. В такой группе не больше 6 неслышащих ребятишек, с ними работают педагог и его помощник. Сам Центр состоит из двух зданий, по 4 этажа в каждом. Одно здание - это учебный корпус, а через дорогу от него расположено второе строение, где находятся столовая, классы для домашней подготовки и спальни. В Центре обучается до 200 детей. Остаются на выходные дни те воспитанники, которым далеко добираться домой (таких где-то 15 чел.). Интересно, что питание в Центре - платное. Один день обходится в 10 злотых (это наших 30 грн.) Меню составляется администрацией Центра после согласования с учениками и их родителями. Во время визита в Люблин нас поселили в спальном корпусе Центра. Поскольку наши спальные комнаты располагались рядом с теми, в которых жили дети, не покидало ощущение, что мы тоже учимся в школе. На одном этаже - спальни для девочек, а этажом выше - мальчики. В комнатах - по 4 двухъярусных кровати. На каждом этаже - общие душевые, умывальники и 2 туалета, поэтому каждое утро приходилось либо вставать раньше, либо ждать в очереди со всеми. Вечерами можно было увидеть, как ученики старших классов объединяются в маленькие группы и путешествуют по интернету, в основном "сидят” в социальной сети "Фейсбук”. Именно в "Фейсбуке” мое внимание привлек фрагмент видео (на жестовом языке), в котором неслышащая полька призывала других "открыть глаза” на происходящее в Польском союзе глухих. Она приводила примеры нескольких неправомерных действий и негативных фактов в деятельности президента Польского союза глухих и призывала принять участие в митинге протеста. Также в Люблине удалось пообщаться со старшеклассниками и узнать о том, как у них построен процесс обучения. Как выяснилось, занятия проходят с использованием двух языков: первый - словесный (устный и письменный) и вспомогательный - жестовый. Во время изучения предмета слабослышащие дети не нуждаются в жестовом языке и воспринимают все устно, а глухие предпочитают письменный подход, поскольку не каждый учитель владеет в совершенстве ЖЯ. Но есть отдельные предметы, которые нравятся детям больше всего во многом благодаря тому, что их преподаватель хорошо знает и активно использует ЖЯ. Конечно же, нас заинтересовал тот факт, что в Люблинском центре работают неслышащие педагоги и технический персонал, которые в свое время здесь учились. Например, мы имели возможность пообщаться с молодой неслышащей женщиной, которая работает личным учителем у слепоглухонемой девочки. Другая глухая женщина - воспитатель старших классов, третья - швея и кастелянша. Здесь нужно отметить, что обычный слышащий выпускник вуза или педагог, который имеет диплом учителя-предметника для преподавания в массовой школе и желает работать в специальной школе, обязан пройти курс «Специальная педагогика» и изучить ЖЯ. Только тогда его могут принять на работу в спецшколу. Срок обучения на этом курсе составляет один год.
Индивидуальное и групповое занятия с маленькими детьми Для обмена опытом по нашей просьбе были организованы открытые уроки: индивидуальные занятия по слухоречевой работе и групповое занятие с детьми и их родителями. Первое занятие проводила логопед Рената с глухим 4-летним мальчиком. Педагог продемонстрировала разные методики работы по постановке звуков и их коррекции. По ходу занятия были использованы яркие, красочные наглядные материалы, которые вызывали у малыша желание выполнять разные задания. Второе занятие было проведено в послеобеденный час, когда родители забирают детей. Основная фишка этого группового занятия - не только присутствие на нем родителей глухих детей, но и их активное участие. Это очень важно, поскольку не все родители после работы могут уделить внимание своему ребенку, поиграть с ним и т.д. В ходе занятия было продолжено обучение детей новым словам, их закрепление походу игры, развитие речи, моторики, памяти и т.д. Для родителей было важно не только участвовать в игре с ребенком, но и помочь педагогу скорректировать упущенное. На этом занятии присутствуют и слышащие, и глухие родители, которые во время занятия должны поддерживать общение между собой и детьми. Таким образом, слышащие обучаются жестовому языку, а глухие - стараются говорить. Занятие проводится один раз в неделю педагогом-логопедом, а помогает ему педагог, владеющий ЖЯ.
В столице Польши - Варшаве Находясь в Польше, мы практически не ощущали, что это другая страна. Город Люблин напоминает чем-то наш Львов: брусчатая дорога, узкие улицы, католические соборы. Цены в магазинах ничем не отличаются от наших, разве что у нас гривны, а у них - злотые. Размер социального пособия (пенсия для инвалидов по слуху) у неслышащих поляков почти такая же, как у нас. Но в Украине существует помощь от государства при выдаче слуховых аппаратов и других технических средств, а в Польше этого нет. Нет у поляков и льгот на проезд в общественном транспорте. В целом уровень жизни у них невысок. В рамках нашего пребывания в Люблине была организована встреча с научными сотрудниками кафедры сурдопедагогики Польского института специальной педагогики. За «круглым столом» обсуждались важные педагогические вопросы, связанные с системой инклюзивного образования неслышащих. На сегодняшний день проблемы, связанные с применением этой системы, являются актуальными во всех странах Европы, а также в США. В Польше эта система существует уже давно, но ученых интересует процесс усовершенствования образования неслышащих. На встрече с польскими коллегами прозвучала интересная цифра, что в год они выпускают приблизительно 2 тысячи неслышащих выпускников. Большинство из них устраиваются на работу, и лишь малая часть стремится получить высшее образование. Что касается спецгруппы при обучении глухих в вузах, как у нас, - у них такого нет. Все учатся в одном потоке. Если студент нуждается в услугах переводчика ЖЯ, то на помощь приходит Польский союз глухих. А в основном неслышащие студенты обучаются, получая информацию в письменном виде, выполняют дополнительно письменные задания, т.е. тесты, что очень популярно у них. На кафедре работает специалист, который занимается методикой и разработкой тестов и их анализом. В ходе встречи польские коллеги продемонстрировали разработанные ими сборники и дидактические материалы.
Культурная программа Находясь в столице Польши, мы посетили Музей Варшавского восстания. Он интерактивный и мультимедийный: ко всему можно прикоснуться, все можно рассматривать в достаточно удобный способ. Для этого в выставочных залах активно используется различная аудиовизуальная техника, которая позволяет максимально приблизиться во времени к событиям 65-летней давности. Например, посетитель музея сам "звонит" восставшим, которые передают ему свои сообщения, срывает листки отрывного календаря, делает записи о событиях в дни восстания. Главные элементы выставки - это фотографии большого формата, мониторы и компьютеры. Рассматривая экспонаты и проходя по гранитной мостовой среди руин польской столицы, посетитель ощущает себя непосредственным участником этого важного события в истории Польши. Незабываемой стала и экскурсия в Майданек - лагерь смерти времен Третьего рейха, расположенный на окраине Люблина. Название лагеря происходит от тюркского слова "майдан” ("площадь”). Лагерь имел площадь 95 гектаров и был разделён на пять секций, одна из них была для женщин. Имелось множество различных зданий: 22 барака для заключённых, 2 административных барака, 227 заводских зданий и производственных мастерских. Заключенные лагеря занимались принудительным трудом на фабрике по производству обмундирования и на оружейном заводе "Штайер-Даймлер-Пух”. Изначально Майданек функционировал как лагерь для советских военнопленных. Массовое уничтожение людей здесь началось в феврале 1943 года. Для массовых убийств заключенных применялись газовые камеры. В ходе поездки в Польшу нам также удалось побывать на экскурсии в городах Наличев и Казимеж-Дольны. Напоследок хочу выразить благодарность педагогам Житомирской школы за содействие в организации поездки и в участии в международном симпозиуме. Надеюсь, что в будущем начатое сотрудничество будет продолжено и принесет пользу всем его участникам.
Н.Зборовская, член ОНП
|