Вступая в третье тысячелетие, педагоги и ученые Украины изучают итоги работы средней школы. Какой же должна быть школа XXI столетия? Специалисты приходят к выводу, что учебно-воспитательный процесс новой школы необходимо нацелить на всестороннее развитие личности, развитие способности и готовности учащихся к социальной адаптации в сложном и противоречивом мире. Речь идет не только о массовой школе, но и работе всех специальных школ-интернатов.
Используя предоставленные школам за последнее время широкие полномочия в организации педагогического процесса. Киевская спецшкола-интернат №6 по инициативе директора Л.В.Шевченко начала перестройку своей работы.
Забота о социальной адаптации глухих детей - в традициях Киевской школы. В тяжелое послевоенное время, а затем в 50-60 годы школа выпускала высококвалифицированных столяров, полиграфистов, швейников. На специалистов такого профиля был большой спрос. Об этом с благодарностью вспоминают выпускники прошлых лет. За последние 40 лет более 53 % выпускников продолжали обучение после школы, совершенствуя свою профессиональную подготовку.
Так, в системе УТОГ известны работники высокой квалификации Турбанов О. (вып.1972г.), Филько Н. (вып.1971г.), Марченко С. (вып.1964г.), Ищенко Г. (вып.1964г.), Бебик Н. (вып.1960г.), Довгань Е. (вып.1961г.), Пац Л. (вып.1962г.), Усенко Л. (вып.1964г.), Булах В. (вып.1965г.), Яценко А. (вып.1965г.), Валовой Н. (вып.1965г.) и др. В инженерном составе - Родичев Е. (вып.1963г.), Столярова А. (вып.1968г.), Соловьев Ю. (вып.1964г.), Шевченко А. (вып.1961г.), Шабунин В. (вып.1980г.) и др. Кроме этого, среди выпускников школы есть художники, артисты, учителя, спортсмены, руководящие работники системы УТОГ и др.
Но, несмотря на имеющиеся успехи, школа продолжает уделять большое внимание совершенствованию профессиональной подготовки учащихся в соответствии современными требованиями.
Так, в 1999/2000 учебном году впервые в истории Киевской школы-интерната №6 двенадцатиклассники получили аттестаты о среднем образовании и дипломы квалифицированного рабочего (от ПТУ №11). Эти ученики два года совмещали обучение в школе с занятиями в ПТУ №11 и получили специальность оператора ЭВМ с умением выполнять учет и расчеты в бухгалтерском деле, что свидетельствует о возможности глухих овладевать новыми, сложными и престижными специальностями. Для тех, кому трудно освоить информатику и компьютерное дело, в 1999/2000 учебном году в школе организовано изучение строительного дела, а с 2000/2001 учебного года заключен договор об обучении школьников швейному мастерству при ПТУ №39. Мне доверили обучать новой для школы строительной профессии учеников 5-8 классов.
Первая трудность для преподавателя строительного дела в школе для глухих детей обусловлена отсутствием учебной программы. Пришлось изучать программы других учебных заведений и, в частности, вспомогательной школы и ПТУ. На основании этих программ и была впервые составлена программа для глухих учащихся с учетом особенностей их психического развития. При подготовке программы учитывались общепедагогические принципы.
Например, в 7-ом классе ученики должны выполнять работу со шпаклевкой, обрабатывать поверхность стены, готовить поверхность к обойным работам. Вначале дети усвоили состав шпаклевочной смеси, овладели умением с помощью шпателей наносить ее на неровную поверхность. На следующем этапе обучения шпаклевка заменяется другим материалом - алебастром (строительный гипс). Ребята знакомятся со свойством алебастра (он может быть использован в течение 10- 15 минут после смешивания с водой), узнают, что с гипсовым раствором нужно работать быстрее, вовремя накрыть дефектную поверхность и обработать ее аккуратно, качественно и ровно. Затем изучаем новую тему "Сложные штукатурные смеси". Семиклассники узнают, что гипсовый раствор, разбавленный известковым раствором, будет иметь иные свойства - сложную штукатурную смесь можно использовать постепенно, так как эта смесь не теряет свойств (не сразу твердеет).
Вторая трудность состоит в организации и проведении самого главного в трудовом обучении и воспитании — самостоятельных практических работ учащихся. Обеспечить их инструментами и материалами в современных условиях очень непросто. Но когда есть все необходимое, более важной задачей является умелое направление деятельности учащихся, развитие их интереса, утверждение веры в себя, в свои способности.
С первых дней учебного года (после организационного занятия, выборов бригадиров и инструментальщиков, инструктажа по технике безопасности) проводились элементарные практические задания, которые требуют серьезного отношения. Дети должны были увидеть, что их работа приносит реальную пользу, ощутить радость успеха.
На первых уроках велась беседа с детьми о профессиях. Учащиеся увлеченно рассказывали о работе своих родителей и родных. На этих же уроках учащимся предлагалось отвечать на вопросы, требующие самостоятельных, осмысленных ответов. Приведу пример.
Урок в 6-ом классе.
Тема: Покраска масляными красками деревянных поверхностей.
Цель: ознакомить учащихся с операциями по покраске деревянных поверхностей масляными красками, с правилами техники безопасности при выполнении этих работ, развивать умение пользоваться инструментами, экономно расходовать материалы, следить за чистотой рабочего места после выполнения работ.
I. Актуализация опорных знаний (беседа).
Учитель: - Что можно красить?
Ученики: - Окна, двери, стены, парты, забор и т.д.
Учитель: - Зачем красить окна снаружи?
Ученики: - Чтобы было красиво.
Учитель: - Почему нужно покрывать краской раму? Как ты узнал?
Дети дают разные ответы:
- У нас на даче видел, как рамы испортились. В прошлом году папа хотел покрасить, но ему было некогда. А нижняя часть рамы сгнила от дождя.
- Рамы красят, когда хотят обновить дом. Приятно, когда все новое и чистое, а рамы - белые. Тогда кажется, что завтра будет праздник. У нас перед праздниками иногда делают ремонт, и я привык, что после ремонта наступает какое-нибудь радостное событие.
Даже такой простой разговор имеет важное значение для учеников и учителя: во-первых, опыт самостоятельного высказывания, во-вторых, возможность показать свои знания. Для тех, кому нечего сказать, это толчок к приобретению опыта выполнения домашних хозяйственных работ. Для учителя - информация о воспитанниках.
С первых шагов обучения подростка стараюсь разобраться в его интересах и стремлениях, выявить то, что позволит повести школьника за собой, сделать каждый урок для него желанным, интересным. При этом использую свой личный жизненный опыт.
Так, когда я был мальчишкой, любил спортивные игры, читал разные книги, увлекался авиамоделизмом, радовался каждому запуску самолета или планера, сделанного своими руками. Очень гордился моделью ракеты, которая летала с помощью сжатого воздуха. Эту модель долго и упорно строили вместе с учителями физики и труда. Особенно запомнился Андрей Алексеевич Белоус - учитель труда. Он нас поражал смекалкой, находчивостью и мастерством. Ловко орудовал инструментами. Вспоминается такой случай. Однажды он увидел, как мы неуверенно рубили стальные пластины на части, били молотком по зубилу осторожно и несильно, дабы случайно не ударить по своим пальцам. Учитель был недоволен, выхватил у нас молоток и зубило, закрыл свое лицо кепкой и начал с размаху рубить металл «вслепую». Закончив свой головокружительный номер, он нам показывал аккуратно срезанные пластины, при этом небрежно, элегантно прожестикулировал корявыми пальцами: "Чепуха!”. Мы были в восторге, по-хорошему завидовали ему, старались работать как он, любую трудную работу с достоинством, как взрослые, выполняли до конца.
Отсюда мое кредо: учитель должен знать и уметь многое. Отсюда мое стремление: передать ученикам все, чему научился сам. Убежден, трудовое обучение - это именно тот учебный предмет, который позволяет подобрать ключик даже к тем, на кого все учителя махнули рукой. И еще, главное - это доброе отношение к любому ребенку, даже трудному.
Опыт сурдопедагогов-мастеров показал, что успех уроков (занятий) обеспечен, если при изучении нового опираться на знания и опыт учащихся. Стараюсь всегда следовать этому правилу.
Например, урок в 6-ом классе.
Тема: Строительные материалы.
Цель: ознакомить учащихся со свойствами и применением олифы; развивать умение обобщать результаты практической работы; воспитывать интерес к новым знаниям.
I. Актуализация практических знаний.
Практическая работа. Определение названий строительных материалов.
Оборудование: в одинаковых баночках мел, алебастр, масляная краска, олифа, вода.
Дети называют все знакомые, кроме олифы, материалы. Предлагаю олифу рассмотреть на свет, попробовать на ощупь, понюхать, В расчете на то, что не все родители оберегают детей от домашних работ, начинаю разговор.
Учитель: - Это олифа. Кто знает, что такое олифа?
Ученики: - Это краска.
Учитель: - Это не краска, а другой материал.
Ученики: - Олифа прозрачная, а краска нет.
Учитель: - Попробуйте немного олифы влить в краску и размешать палочкой.
Ученики: - Олифа растворяется в масляной краске.
Учитель: - Попробуйте олифу капнуть в воду и сильно размешать. Что произойдет?
Ученики: - Олифа не растворится в воде.
Остается обобщить (устно и записать в тетради текст, дополнив его):
олифа — это прозрачный материал, растворяется……………(в чем?), в воде…………(что происходит?).
II. Изучение нового материала.
Учитель: Свойства олифы определяют ее применение. Во-первых, олифу применяют для приготовления и разведения масляных красок, потому что…………………(подумайте, почему?). Во-вторых, олифа применяется для пропитки деревянных поверхностей, потому что………………….(почему?), для грунтовки перед покраской при наружных работах, служит защитным покрытием от атмосферных воздействий, потому что……………………(приведите примеры).
Мальчики увлеченно переговариваются между собой о значении олифы.
К сожалению, не все сразу догадываются, что нужно использовать предыдущие выводы о свойствах олифы. Но для большинства записанное ранее - опора для ответа на новые вопросы. Кратко записывают в тетрадях сведения о применении олифы.
В процессе работы стремлюсь к тому, чтобы творческий поиск был характерен для каждого урока, предусматриваю задания, при выполнении которых учащимся надо проявить наблюдательность, техническую смекалку, использовать свой опыт и теоретические знания.
Творчество по законам красоты - вот чего еще я добиваюсь от своих воспитанников, стремлюсь приучить к работе, радующей глаз. Приятно было наблюдать, как наши мальчики после долгого, технически сложного ремонта классного помещения осматривали сделанную ими же работу. Как настоящие хозяева, они любовались аккуратно наклеенными своими руками обоями, снова и снова возвращались, чтобы еще раз посмотреть на результаты своего труда. Это доставляло им истинное наслаждение.
На уроках трудового обучения очень важен момент общения "учитель - ученик - учитель”, умение общаться с детьми, понимать разговорно-жестовую речь. Взаимопонимание наверняка позволит проникнуть в душу даже трудного ученика.
Сурдопедагог должен убеждаться в том, что его ученики точно поняли обращенную к ним речь (повторить вопрос, ответить на контрольный вопрос, проконтролировать выполнение практического задания.) Дети не могут долго "слушать” (наблюдать) учителя. Чтобы учитель скорее прекратил затянувшийся монолог, они автоматически делают кивки головой, дескать, поняли все. Нужно найти форму работы, чтобы сосредоточить их внимание. Важна и обратная задача: понимать речь ученика, уметь вовремя делать поправки. Тогда можно незаметно обеспечить формирование у учащихся трудолюбия и других нравственных качеств, без которых даже знающий и умелый рабочий-специалист будет плохим работником. Почему незаметно? Да потому, что маленький человек должен самостоятельно дойти до всего, найти выход, без посторонней помощи дойти до логического завершения. Мы же нередко чрезмерно опекаем, буквально тащим за руку: вот как надо!
Большое внимание уделяю воспитанию у учащихся положительного отношения к общественно-полезной деятельности. В этом плане интересны, на наш взгляд, данные, приведенные в книге "Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века” (Научно-методический сборник под ред. В.М.Дония. 1998г.). Из таблицы "Общая характеристика любимых занятий воспитанников” узнаем, что на 1-ое место, согласно подсчету опрошенных, ученики поставили художественно-игровую деятельность (145), на 2-ое - физическо-оздоровительную деятельность (108), а общественно-полезную - лишь на 7-ое место (11). Нам кажутся эти показатели довольно тревожными. К сожалению, аналогичные факты наблюдаются и в школе для глухих.
Роль учителя, конечно, не в чтении нравоучений о пользе трудолюбия и необходимости общественной работы, а в таком педагогическом руководстве работой детей, которое обеспечивало бы ее воспитательную эффективность. Очень помогает в этом, как показывает наш опыт, работа звеньями и бригадами, во главе которых стоят ученики-бригадиры. Вместе они планируют работу, распределяют между собой участки технологического процесса, решают вопросы экономии. Бригадир - это первый помощник учителя, которому он полностью доверяет. И ребята этим дорожат. Здесь главное - не вырастить маленького диктатора, а такие случаи, к сожалению, бывают. В этом году бригадир-ученик 8-го класса С. всячески облегчал себе работу (больше других отдыхал, отвлекался разговорами). После многочисленных замечаний, которые ему делали не только учитель, но и его сверстники, было принято единогласное решение об исключении С. из бригады, снятии с него полномочий бригадира и переводе его на более легкие работы. Сначала ученик С. -пытался всех обвинить и неожиданно заплакал... Что-то произошло в сознании этого мальчика, причем очень не простого по характеру. Скорее всего, это был его выбор - не оставаться одному, ради этого принять справедливые условия одноклассников. С другими учениками в таких случаях достаточно разъяснения, ссылки на анализ их работы. Каждого ребенка у нас в школе принято считать самостоятельным субъектом. Мне импонирует такая позиция педагогического коллектива.
По возможности слежу за тем, чтобы ребята участвовали в домашних делах. Многие мальчики начали помогать родителям ремонтировать кухню или коридор, сами потом приходят ко мне консультироваться, рассказывают, как выполняли ту или иную серьезную, на их взгляд, работу. Такие беседы использую для усовершенствования навыков, пополнения знаний и обогащения словарного запаса. Жаль, что некоторые родители упускают такие воспитательные моменты и не поддерживают желания своих детей самостоятельно заниматься ремонтом, столярными работами. Они, видимо, боятся, что дети испортят им квартиру, не понимают, что лишают ребят самой большой радости - проявления своих способностей. Я же стараюсь разными путями способствовать развитию творческого начала у школьников. Проработав с учениками 5-8 классов лишь один учебный год, можно сделать выводы об уровне их подготовки по новому профилю трудового обучения:
-пятиклассники знают, какие бывают инструменты для малярных, штукатурных и обойных работ, правильно называют строительные материалы; могут выполнять столярные работы по изготовлению простых инструментов (деревянных шпателей, терок, полутерок), проолифить штапики для оконных рам;
-шестиклассники знают свойства строительных материалов и их применение, научились пользоваться измерительными приборами (рулеткой, метром), освоили графическую грамоту; умеют составлять планы помещений (актовый зал, классная комната, музыкальный зал), делать расчеты с рулонными обоями;
-семиклассники, кроме того, что усвоили технику оклеивания помещения обоями, умеют подбирать клеевые составы, самостоятельно делать разметку и раскрой обоев, пробивать с помощью пробойников в кирпичных стенах отверстия под дюбеля для установки полок, досок, карнизов, вешалок, шпаклевать и выравнивать штукатурку, работать с алебастром;
-восьмиклассники успешно выполняют покраску дверей и оконных рам, ремонтные работы со штукатуркой, обойные работы в больших помещениях, могут самостоятельно устанавливать в кирпичной стене коробки для выключателей, розеток, подвешивать на потолке светильники, умеют сделать скрытую электропроводку.
Все мальчики научились пользоваться средством индивидуальной защиты - противопылевым респиратором, знают его устройство и назначение. Ученики обеспечены специальной одеждой (халаты, комбинезоны, береты, каски) и бережно относятся к ней.
Перед началом практических занятий проводится инструктаж по технике безопасности, проверяются знания правил поведения во время занятий.
Учитывая уровень подготовки учащихся к строительно-ремонтным работам, я с радостью принял предложение директора школы организовать в мае-июне бригады маляров и отделочников. Для ребят это хорошая практика, а для меня - экзамен, проверка результатов работы. Работа наших летних бригад показала, что потенциальные возможности учащихся оставались раньше не реализованными. Узнав, что набираются бригады из числа восьмиклассников, ребята из 9-10 классов изъявили желание работать с нами. Школьные бригады отнеслись к порученному делу с большой ответственностью, с полной отдачей работали по 4 часа в день. Десятиклассник Т. ездил каждый день из Василькова (ни разу не опоздав). За три недели был выполнен большой объем работ: покрасили свыше 70-ти дверей, 8 больших оконных рам, отремонтировали полностью кабинет истории, облицевали древесно-стружечными плитами панели всех лестничных переходов от подвала до третьего этажа. Учащиеся действовали быстро, сосредоточенно и аккуратно. Создавалось впечатление, что работа проходила без участия учителя. Только опытный человек мог рассмотреть, какая нагрузка ложилась на учителя. Ведь под контролем педагога был каждый ученик: его физическое состояние, включение в деятельность, отношение к работе, самооценка, коррекция отношений в коллективе, качество выполнения задания и многое другое.
Первый год работы по изучению строительного дела показал, что организация такого профиля обучения в школах глухих вполне воз¬можна. Детям это доступно и интересно. Кроме этого, это один из ви¬дов видимой полезной деятельности учащихся для школы.
Мечта, к осуществлению которой, на наш взгляд, надо стремиться - работа на хозрасчетной основе. Тогда школьный "цех” обретет новую жизнь, включит старшеклассников в производственные отношения, будет формировать экономическое мышление, стремление к профессионализму. А обогащение учебной среды условиями, максимально приближенными к будущей жизни воспитанников, будет стимулировать процесс совершенствования ими своего мастерства и профессионализма, после окончания учебного года даст возможность зарабатывать здесь, а не идти зарабатывать где-то.
Таковы мои первые шаги и результаты в деле обучения глухих школьников строительному делу.
Это мои первые попытки и скромные результаты. Впереди второй год изучения строительного дела.
Степкин В.В., учитель трудового обучения Киевской спецшколы-интерната №6 для глухих детей (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|