В период с 1964 по 1978 год в г.Сватово действовала общеобразовательная школа-интернат. Первого сентября 1978 года в Сватово из Старобельска, в связи с реорганизацией, была переведена школа для глухих детей. В школу-интернат приехали глухие дети. Этих ребят встретили просторные спальни и классы, ученики оказались в довольно неплохих бытовых условиях. Но перед нами, педагогами, возникли новые проблемы:
-проблемы общения: как обратиться к ребенку, как достучаться до его сердца, сознания, как понять его мысли, настроения, обращенную к нам речь;
-проблемы обучения: как научить ребенка говорить, слышать, усваивать учебный материал различных школьных предметов;
-проблемы оборудования классных комнат: как установить звукоусиливающую аппаратуру и добиться, чтобы звук, ударяясь о стены, не звучал многоголосым эхом. Что делать со слишком большими классными комнатами, которые не приспособлены для занятий с глухими детьми?
Словом, одни проблемы и вопросы, им не было конца, но решать их было необходимо.
Трудно начинать новое дело, подобного которому в школе-интернате до этого не было. Решающую роль в объединении двух педагогических коллективов сыграло единство цели, заинтересованность и положительный настрой всех педагогов, искреннее желание проникнуть во внутренний мир глухого ребенка, понять его и ввести в мир слышащих.
Ядро коллектива составили педагоги, уже имевшие значительный опыт работы с глухими детьми, переехавшие на работу из Старобельской школы: В.В.Макаренко, Д.Н.Щелаковский, Н.И.Певнева, Н.М.Шейко, В.Г.Хромова, Г.К.Светличная, Н.Г.Морозова, А.А.Сергиенко, Д.П.Морозова, Я.К.Руденко, Р.К.Руденко, Т.П.Диденко, Л.В.Дашевская, Н.И.Шмат, О.П.Кобылкина, М.З.Череватая, ТС.Ефремова, Т.Д.Щур, Л.М.Ливерин.
С ними в тесном контакте работали сотрудники нашей прежней школы-интерната: Д.Г.Матвеева, В.М.Шерстюк, Ю.Н.Довбнич, О.А.Водолажская, К.И.Корпош, П.Л.Плетень, В.С.Герасименко, Н.А.Корниенко, Л.Н.Закотянская, Т.А.Бувальцева, А.Д.Бувальцев, А.Т.Батракова, Н.И.Бруньковская, А.А.Рудич, В.Ф.Подкуйко, В.Н.Пономарева, М.К.Побочная, В.Т.Морока, К.А.Шкарупа, Р.А.Кныш, Е.И.Ладыга, В.Д.Пономарев, З.А.Мищенко, Н.А.Шевченко, Н.Л.Морока, Н.Г.Куш, Г.И.Тарельник, М.Т.Лазурько.
С первых дней открытия спецшколы-интерната для глухих детей у нас начали работать педагоги Г.И.Радионова и В.И.Дашевский.
Возглавили школу: директор - Макаренко Виталий Викторович, завуч - Руденко Яков Кириллович, старший воспитатель - Щелаковский Дмитрий Николаевич.
В нелегких трудовых буднях новый коллектив приобретал опыт и необходимые знания по вопросам обучения и воспитания глухих детей; обновлялась и укреплялась материальная база школы, переоборудовались классные комнаты и кабинеты в соответствии с профилем обучения глухих детей.
В 1979 году директором школы становится Солдатенко Виталий Афанасьевич, а заместителем директора по учебно-воспитательной работе - Головко Николай Михайлович.
В мае 1981 года состоялся первый выпуск 12 класса. Выпускники: Сергиенко Нина (отличница), Кускова Люда, Корнейчук Лена, Белявский Виктор, Малявко Валентин, Поповиченко Валя, Зинченко Наташа, Сологуб Леня. Классным руководителем была Ольга Александровна Водолажская. С самого начала руководители школы заботливо поддерживали творческую атмосферу, поощряли инициативу, содействовали обобщению и распространению положительного опыта, внедрению нового в педагогическую практику.
Необходимые знания о специфике работы с глухими детьми педагоги получали на постоянно действующих семинарах по развитию слухового восприятия, на занятиях школы молодого специалиста (руководитель Н.М.Шейко), путем получения второй специальности, обучаясь на факультете дефектологии. К большому сожалению, коллектив школы понес тяжелую утрату: преждевременно ушли из жизни директор школы Солдатенко В.А. и старший воспитатель Щелаковский Д.Н. В настоящее время педагогический коллектив возглавляют: директор школы - Клименко Дмитрий Петрович, завуч по учебно-воспитательной работе - Мурдид Татьяна Ивановна, завуч по воспитательной работе - Горбачева Татьяна Борисовна.
Результатом многолетнего труда является то, что на данном этапе для проведения учебно-воспитательного процесса с глухими детьми создана необходимая материальная база, оформлены уютные спальни, актовый зал, слуховой кабинет, предметные кабинеты, мастерские, спортивный комплекс, кабинет фонетической ритмики. Все классы оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, имеется аппаратура для обследования слуха и работы над произношением, магнитофоны. В коллективе трудится немало прекрасных педагогов, которые творчески относятся к работе и все свои знания, душевное тепло отдают глухим детям. Их уроки и воспитательные мероприятия побуждают детей к самостоятельности, вызывают стремление к новым знаниям, учат трудиться, готовят к жизни в обществе слышащих. Много ярких впечатлений оставляют наши выставки детского творчества и предметные недели, конкурсы, спортивные мероприятия. Наши спортсмены на протяжении многих лет участвовали в областных и республиканских соревнованиях и всегда занимали призовые места (учитель физкультуры - Иван Прокофьевич Радионов).
На протяжении десяти лет работы танцевальный коллектив школы принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности детей-инвалидов, которые проходили в Луганске, Днепропетровске, Одессе.
Танцевальный коллектив нашей школы был лауреатом многих конкурсов, награждался дипломами и путевками в молодежный центр "Молодая гвардия” г.Одессы, где проходил Всеукраинский фестиваль детей-инвалидов. И там, на берегу Черного моря, танцевальный коллектив учащихся Сватовской специальной школы-интерната для глухих детей снова стал лауреатом и был награжден дипломом.
Хочется выразить благодарность самоотверженным людям, которые из года в год обучают и воспитывают учеников нашей школы. Только так, в постоянной работе со школьниками, проявляются лучшие качества педагога: любовь к детям, желание отдать им все свои знания и тепло щедрой души.
Клименко Д.П., директор Сватовской спецшколы-интерната для глухих детей Луганской области (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|