Здесь буквы учат, Звуки ставят. Проходит время, и заставят Свое безмолвье победить, Читать, писать и говорить. Именно этому учат детей с нарушениями слуха в Червонопартизанской спецшколе-интернате. В 1968 году, после ликвидации общеобразовательной школы-интерната для детей Свердловского района, на основании приказа облоно №268 от 31.05.68, была организована Червонопартизанская спецшкола-интернат для тугоухих детей. Первым директором был назначен Баранников Иван Андреевич. Спецшкола-интернат состояла из трех групп тугоухих детей и насчитывала 54 ученика. В ноябре этого же года открылась группа 1-3 классов для слабовидящих детей, состоявшая из 39 человек. Они продолжали свое обучение в нашей школе до 1973 года. В 1973 году в г.Рубежное была открыта спецшкола-интернат для слабовидящих детей, куда и были переведены эти дети. Вот уже 30 лет существует Червонопартизанская спецшкола-интернат для слабослышащих детей. 30 лет - это совсем не мало. Более 250 ребят, по тем или иным причинам потерявших слух, окончили нашу школу. На протяжении всех этих лет в школе работали люди, преданные своему делу, любящие детей и понимающие всю необходимость своего нелегкого труда. Много сил отдали делу воспитания детей ветераны нашей школы: О.А.Павлова, М.К.Тихоновская, Л.И.Зенькович, Н.Г.Борисенко, В.Н.Прощунова, З.В.Тищенко, В.В.Бриш, Т.В.Турина, Е.Е.Пересунько. А среди педагогов нового поколения - Л.П.Кайдашенко, Е.В.Талдыкина, С.А.Прилипа, В.И.Клочко, Н.Н.Токаева, Т.В.Шевченко, Т.Н.Старунова, Н.Е.Покатыло, Н.Ф.Баннова, Л.А.Калашникова, Н.П.Дворецкая, Е.В.Мищенко, В.А.Петрова и др. Работящими и добропорядочными хозяйками были уборщики служебных помещений: А.А.Тамчук, Е.В.Доманская, В.И.Гулан; помощники воспитателей - Т.Я.Сычева, О.Л.Тетюшева; кастелянша Л.Ю.Тащева, машинист по стирке белья В.В.Богачева, медсестра З.Г.Скрыпкина, повара - М.С.Секисова, М.Ф.Лазаревич во главе с шеф-поваром В.В.Матанаха. До сих пор помнят выпускники пахучие борщи, каши, картошку по-домашнему, макароны по-флотски. Не было у нас "молочных рек" и "кисельных берегов”, но питание было вкусным и сытным. Особенно тепло хочется сказать о династии Дубинских. Геннадий Иванович Дубинский возглавил школу в 1972 году. Много сил и здоровья отдал школе этот замечательный человек, и, хотя вынужден был оставить пост директора по состоянию здоровья, еще несколько лет продолжал работать учителем истории. Более 15 лет проработала в школе учителем русского языка и литературы его жена, Дубинская Лариса Георгиевна. Бывшие ученики с благодарностью вспоминают ее уроки, заложившие основы нравственного воспитания школьников. И, наконец, эстафету приняла дочь Дубинских, Елена Геннадиевна, - учительница начальных классов. В то время, когда начала работать Червонопартизанская спецшкола-интернат, у нас не было специалистов-сурдопедагогов, отсутствовала специальная методическая литература, учебники. На помощь пришли коллеги из Ждановской спецшколы-интерната для слабослышащих детей. Они поделились не только литературой и учебниками, но и прислали для оказания методической помощи сурдопедагога Лидию Александровну Сугейко. В 1971 году из Киевского государственного педагогического института были присланы молодые специалисты - сурдопедагоги Е.В.Федай, Л.В.Остринская, А.В.Трухан. Путем заочного обучения в Киевском, Московском и Ленинградском государственных институтах на дефектологических факультетах повышали свою квалификацию многие учителя и воспитатели нашей школы. В настоящее время в Червонопартизанской спецшколе-интернате работает 18 сурдопедагогов, но армия специалистов продолжает пополняться. Несмотря на тяжелое время, учителя и воспитатели обучаются в пединститутах. Так, Н.Н.Измалкова закончила III курс дефектологического факультета Славянского пединститута, обучается в Луганском пединституте О.Н.Талдыкин. Первый выпуск учащихся 10-класса 1-го отделения состоялся в 1977 году, он насчитывал 10 детей. Всего нашу школу окончило 250 учащихся. Все это время самое пристальное внимание уделялось повышению педагогического мастерства учителей и воспитателей, стабильности наших кадров. Ежегодно педагоги школы занимались на курсах повышения квалификации в Киеве и Луганске, заочно обучались по специальности в Киевском пединституте Школа успешно решала задачи развития речи и слухового восприятия слабослышащих учащихся, вопросы личностно-ориентационного подхода к обучению и воспитанию. Проводилась большая работа по накоплению дидактического материала и специальной методической литературы, изучению, обобщению и внедрению в практику передо¬вого педагогического опыта учителей и воспитателей других школ слабослышащих. С октября 1986 года и по сей день директором школы является Пасхалова Екатерина Константиновна, ее заместителем по учебно-воспитательной работе - Кайдашенко Людмила Петровна, заместителем директора по воспитательной работе - Талдыкина Елена Викторовна. Нельзя не отметить тот огромный труд, который вкладывает директор школы в то, чтобы она жила полнокровной, насыщенной жизнью . Чем живет школа? Всеми заботами, тревогами, радостями нашего общества. Сейчас у нас обучаются 86 учащихся, и мы прилагаем все усилия, чтобы в условиях спецшколы-интерната они не чувствовали себя изолированными от всего мира. Дети, лишенные слуха, поступают в дошкольную группу в 3-х летнем возрасте. Чем раньше начинается обучение этих детей, тем легче они потом адаптируются в жизни. Если раньше учащиеся нашей школы получали неполное среднее образование, то с этого года будут получать среднее образование в полном объеме. Учащиеся занимаются по учебникам общеобразовательной школы и по специальным учебникам. Уроки и воспитательные мероприятия проводятся с учетом специфики школы слабослышащих. Классы оборудованы специальной звукоусиливающей аппаратурой, у большинства детей имеются индивидуальные аппараты. Кроме изучения предметов общеобразовательного цикла, начиная с дошкольного возраста, с детьми проводятся индивидуальные занятия по формированию правильного произношения и развитию слухового восприятия. В дошкольную группу поступают дети, которые совсем не умеют говорить. Именно здесь начинается кропотливая работа педагогов по постановке звуков, обучению учащихся дактильной речи, умению считывать с губ. И надо видеть глаза матери, которая через некоторое время неожиданно услышит слово "мама" от своего ребенка, до того не произносившего ни звука! Одновременно ведется непрерывная работа по накоплению словаря и формированию связной речи у детей: начатое на уроке учителем продолжает воспитатель на специальных внеклассных мероприятиях и во время всех режимных моментов. Все педагоги школы широко используют дидактические и наглядные материалы, опираясь на слухо-зрительный фактор в обучении детей. Благодаря заместителям директора школы Л.П.Кайдашенко и Е.В.Талдыкиной большое внимание уделяется интенсификации учебно-воспитательного процесса, повышению его результативности, профессионализма педагогов, совершенствованию методики проведения уроков, использованию различных форм работы сучащимися, развитию речи и остаточного слуха учащихся, обучению детей способам понимания речи окружающих. Спецшкола-интернат располагается в благоустроенных зданиях, полностью приспособленных к жизни наших детей. В учебном корпусе бывшего интерната расположилась собственно школа, а в двух спальных корпусах разместился интернат. Благодаря усилиям директоров школы и всего педагогического коллектива один корпус переоборудовали под учебный, другой - под спальный. Детям были созданы все условия для того, чтобы они чувствовали себя как дома, а не в приюте. Педагоги школы и обслуживающий персонал делают все возможное, чтобы дети, лишенные слуха, не чувствовали себя неполноценными, обделенными, униженными. В школе имеется библиотека, зал для музыкально-ритмических занятий, кабинеты для индивидуальных занятий, 2 спортивных зала, оборудованных тренажерами, работают кружки по интересам, развивается детское творчество. По сути, жизнь наших воспитанников мало чем отличается от жизни слышащих детей. Ребята нашей школы не только постигают "азы" русского языка, основы математики, истории, биологии и других предметов, но и очень любят заниматься творчеством. В школе работают кружки: "Лепка из глины”, "Самоделки”, "Работа с соломкой”, "Рисунок и живопись”, кружок вышивания, танцевальный кружок. В школе несколько раз в год проводятся выставки творческих работ учащихся. А танцевальному коллективу школы не раз аплодировали не только на школьных утренниках и вечерах, но и на предприятиях города, где они выступали с концертной программой. Ежегодно наша школа принимает активное участие в фестивале детского творчества "Поверь в себя”. Наши дети очень любят спорт и принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях. Много сил и времени педагоги и школьники отдают не только учебному процессу, но и культурно-массовой работе. Они ежегодно принимают участие в праздновании Дня инвалидов в г. Свердловске. В школе еженедельно проводятся тематические дискотеки, речевые и литературные конференции, осенний, новогодний и весенний балы, развлекательные программы: "Опять двадцать пять”, "Воскресные программы передач”, "Поле чудес”, "Зов джунглей”, работает клуб "Что? Где? Когда?”, клуб выходного дня, проводятся предметные и литературные недели: биологии и географии, физики и математики, русского языка и литературы, неделя правовых знаний, неделя здоровья, неделя профориентации. Много развлекательных мероприятий проводится и для детей младшего возраста: викторины "В гостях у сказки", "Мульти-пульти - чудесная страна”, выступления кукольного школьного театра и т.д. Большое внимание в школе уделяется профориентации. В основу уроков труда положен учебный и общественно-полезный труд учащихся. В настоящее время школа располагает тремя мастерскими - деревообрабатывающей, слесарной и швейной. Много лет проработал в нашей школе учителем труда Скрыпкин Николай Николаевич, передавший ученикам большую любовь к своему предмету и все тонкости мастерства. В настоящее время Николай Николаевич работает в школе заместителем директора по хозчасти. Когда видишь наших выпускников, трудно поверить, что они лишены возможности жить в замечательном мире звуков. Они жизнерадостны, общительны, деятельны. И мы, сурдопедагоги, вдвойне рады успехам наших учеников, как достигнутым ими в школе, так и пришедшим к ним после ее окончания. Пусть люди, лишенные слуха, не могут быть летчиками. Но, несмотря на это, и у нас есть ребята, которыми мы гордимся. Это те, кто связал свою жизнь с медициной и стал зубным техником: В.Калиниченко, А.Киценко, Т.Бокало, И.Медведев, Л.Павленко, Е.Алейников. Наши выпускники А.Андронов, А.Дьяченко после окончания Ленинградского восстановительного центра работают художниками-оформителями; С.Яценко закончил пищевой техникум, В.Исаенкова - Ульяновское медицинское училище, Т.Бережная (Лукаш) заканчивает юридический колледж в Чернигове, А.Алимов учится в Московском технологическом институте им. Баумана. Кроме того, среди наших бывших учеников много хороших швей, обувщиков, мебельщиков, слесарей, механиков, строителей и др. И как приятно читать в письмах выпускников школы и их родителей слова благодарности: "Это был их второй родной дом. Спасибо вам всем за ту теплую атмосферу, которую вы создали для наших детей, за материнскую заботу...” (из письма матери Д.Тактарова). Для каждого из нас главным является не только то, какое образование получат после школы наши ученики, но как сложится их судьба, какими они станут людьми, как будут жить дальше. Радуемся их успехам, стараемся помочь в трудные минуты. Однако в настоящее время спецшколы-интернаты, пожалуй, в большей степени, чем общеобразовательные школы, ощутили свою неустроенность и несостоятельность государства. В связи со сложным финансовым положением в стране, перед нашей школой встают определенные трудности: вот уже 4 года здание учебного корпуса не функционирует из-за отсутствия отопления. Дети кое-как ютятся в спальном корпусе, а это крайне отрицательно отражается на учебно-воспитательном процессе. Все классы должны быть оборудованы стационарной звукоусиливающей аппаратурой, а на это не хватает средств. Не все дети имеют слуховые аппараты, так как старые пришли в негодность, а отремонтировать или приобрести новые большинство родителей не в состоянии. Из-за отсутствия даже самого необходимого материальная база не пополняется, и постепенно все приходит в упадок. Детям нечем занять свой досуг: нет в достаточном количестве телевизоров, игр, игрушек, спортивного инвентаря, магнитофонов. Не хватает посуды, постельныхпринадлежностей, моющих и чистящих средств, нет стекла, гвоздей, медикаментов, материалов для проведения занятий в швейной и столярной мастерских. И выжить нам в это нелегкое время помогают шефы ГОАО ГОФ "Краснопартизанская” (директор 3.X.Кячев). Спасибо им от имени всех наших педагогов и воспитанников.
Пасхалова Е.К., директор Червонопартизанской спецшколы-интерната для слабослышащих детей Луганской области (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|