У них внимательные глаза и пристальные взгляды, улавливающие малейшее движение губ собеседника. А иначе они не могут - зрение заменяет им утраченный слух.
Вместо звуков речи информацию им несет жестовый язык. И когда слышащие дети смотрят на преподавателя, взгляды их глухих одноклассников направлены совсем в другую сторону - на переводчика, передающего все сказанное жестами. Столкнувшись с такими особенностями своих неслышащих сверстников, мальчики и девочки из специального класса психологического лицея “Falchi” в Монтополи (Пиза) решили изучить язык жестов, чтобы общаться с ними. Реализовать задуманное им помогают преподаватели: Камилла Лами - специалист по жестовому языку, и Ольга Матвеева - неслышащая украинка, педагог с большим опытом билингвистического обучения глухих детей в школе. Обе они входят в состав организации “Эльф” во Флоренции.
Лицей “Falchi” обратился к ним за помощью в обучении жестовому языку, поскольку в числе учеников лицея есть неслышащие мальчик и девочка. Некоторые преподаватели и специалисты по обслуживанию инвалидов, ученики класса, в котором учатся эти дети, уже изучили некоторые жесты: названия предметов, имена и фамилии. Для них стало новостью, что аплодисменты в мире глухих - это не хлопание в ладоши (ведь глухие этого звука не слышат), а приветствие движениями поднятых над головой рук. Камилла Лами также обратила внимание слушателей курсов на то, что неслышащие люди очень внимательны и наблюдательны. Не стоит при разговоре с ними громко кричать - все равно не услышат. Лучше четко произносить слова, и глухой собеседник легко прочитает с ваших губ все, что вы хотите ему сказать. Но более всего подходит для общения с неслышащими жестовый язык.
Недавно в лицее состоялся заключительный урок, на котором слушатели с нормальным слухом прочитали жестами красивое стихотворение “Если бы я мог слышать” Ренато Пиглиакампо.
Следует отметить, что уроки, которые прошли в лицее “Falchi”, могут быть полезны для учеников в возрасте с 12 до 16 лет даже в тех классах, где нет неслышащих. Благодаря таким занятиям, у них появляется возможность научиться новому способу общения, а знания языка жестов помогают найти подход к глухим и даже, в целом, к другим людям.
По материалам публикаций в итальянской прессе.
Архив материалов ОО ОНП (2009)
|