Как известно, московские неслышащие педагоги вновь объединяются. В феврале было принято решение создать общественную организацию “Объединение глухих учителей” без образования юридического лица.
Совершим небольшой экскурс в прошлое. Идея объединить глухих учителей принадлежала кандидату педагогических наук Ирине Цукерман еще в начале девяностых годов. Ее поддержал тогдашний председатель МГО ВОГ Игорь Абрамов и проявил инициативу в образовании МАГУ (Московская Ассоциация Глухих Учителей). На первом собрании в 1994 году присутствовало 16 педагогов, а через год численность членов МАГУ увеличилась до 51 человека. Возглавила первую в мире ассоциацию неслышащих педагогов учитель Люблинской школы, почетный работник общего образования РФ Мария Евсеева.
Неслышащие преподаватели разных школ встречались, делились своими новаторскими наработками, изучали опыт зарубежной педагогики, обсуждали проблемы обучения и воспитания неслышащих детей, одним словом, болели душой за свое любимое дело. Примеру деятельности МАГУ последовали педагоги Екатеринбурга, создав в 1997 году свою ассоциацию САГП. А в Санкт-Петербурге зарегистрировалась благотворительная организация преподавателей с нарушением слуха “Жест”(1998), которая разработала программу “Глухие учителя – глухим детям”.
К сожалению, в 2000 году МАГУ перестала функционировать.
И вот вновь возникла необходимость объединения неслышащих педагогов. Чем это вызвано?
В настоящий момент разрабатывается новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По одному из вариантов ФГОСа неслышащий ребенок должен учиться среди слышащих детей в обычной общеобразовательной школе. При этом у такого ученика должен быть персональный педагог-тьютор, знающий жестовый язык. Место ученика должно быть обеспечено специальной аппаратурой, или он должен иметь хорошие слуховые аппараты. Преподаватель интегрированного класса обязан быть вооружен необходимыми знаниями по обучению и воспитанию такого ребенка. Он должен уметь создавать в классе комфортную среду, чтобы неслышащий не чувствовал себя инвалидом, ограниченным среди здоровых сверстников. Имеются ли такие специальные условия в детских садах и школах? В Москве и так на взрослых не хватает переводчиков жестового языка, где же их возьмут на каждого ученика или группу неслышащих детей?
В статье 33 федерального закона “О социальной защите инвалидов РФ” (от 24.11.1995 №181-ФЗ) говорится: “Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке”.
То есть роль общественной организации в разработке нормативных актов, в том числе касающихся и образования, влиятельна. Значит, общественное объединение московских неслышащих педагогов (около 100 человек) имеет право внести конструктивные предложения в разработку документов по решению проблем обучения и воспитания неслышащих детей, в том числе и ФГОСа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, качество образования в специальных школах для детей с проблемами слуха и речи оставляет желать лучшего. Выявить причины и выдвинуть перспективные мысли для улучшения ситуации могут учителя, которые не только непосредственно заняты в процессе обучения и воспитания, но, как сами неслышащие, лучше знают и понимают проблемы своих воспитанников.
Наиболее актуальные идеи, выработанные педагогами-практиками, передаются московской общественной организации глухих, а та в свою очередь, - в высшие инстанции. Есть предложение со стороны МГО ВОГ внести в план работы Общественной палаты пункт о надлежащем контроле и надзоре в сфере образования детей с проблемами слуха, начиная от ясельного возраста до высшего образования. И педагоги могут принять непосредственное в этом участие. Именно о положительной социальной адаптации неслышащих детей во всех направлениях, в том числе и в образовании, должны думать в первую очередь. Это первая причина создания объединения глухих учителей.
Сурдопедагогов волнует вопрос о вынужденном переходе некоторых московских школ-интернатов для неслышащих детей в подчинение департаменту соцзащиты населения. “Что же получат выпускники после окончания школы, подчиненной департаменту соцзащиты: справку реабилитационного центра или аттестат о неполном или полном среднем образовании?”.
Новый закон об образовании изменил финансирование, оставив за собой только образовательные услуги. Если школа имеет интернат, значит - большие затраты на коммунальные услуги. Коррекционное учреждение может у себя организовать сколько угодно кружков, необходимых для дополнительного образования неслышащих школьников, но за свой счет. К сожалению, наши школы не смогут справиться с этим самостоятельно.
В связи с сегодняшними реорганизациями коррекционных учреждений (подчинение департаменту соцзащиты и слияние специальных школ с общеобразовательными) могут пострадать и глухие педагоги. По трудовому кодексу РФ они не особо защищены. (ст.179 ТК РФ).
“Объединение учителей может стать подобием профсоюза для защиты их трудовых прав”, - подчеркнул начальник отдела социальных программ и проектов ЦП ВОГ Максим Ларионов. Это вторая причина целесообразности объединения глухих педагогов.
И, конечно же, организация нужна для обмена передовым опытом, для проведения совместных мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации и прогрессивное развитие неслышащих воспитанников. Вот и третья причина.
А что же думают сами неслышащие учителя об объединении глухих педагогов?
Людмила Жадан, инициатор объединения глухих учителей, педагог по образованию, мать троих неслышащих детей: “В настоящее время глухие и слабослышащие педагоги разобщены, то есть живут внутри своих школ, поглощены своими проектами, своими учениками. Польза от объединения глухих учителей будет, как и для самих учителей, так и для учащихся школ. Ведь ни для кого не секрет, что ученики нынешних спецшкол с большим уважением и большей отдачей относятся именно к неслышащим учителям, и причина тому – жестовый язык, которым владеют последние. Я глубоко убеждена, что вновь создаваемое объединение учителей должно быть выше каких бы то ни было меркантильных, спортивных, религиозных, культурных и прочих личных интересов. Главный интерес у глухих учителей сейчас – это обмен полезной рабочей информацией и опытом работы, возможность сказать своё слово при нынешних реформах в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. И, конечно же, кто, как не глухие учителя, сможет, наконец, поднять вопрос о введении в школьную программу обязательного курса «Жестовый язык. История глухих России”.
Андрей Андрейкин, учитель истории и географии ЦППРиК “Логотон”: “Я считаю, что глухим и слабослышащим учителям надо иметь свой профессиональный союз, где они могли бы обмениваться своим опытом, обсуждать проблемы в области сурдопедагогики, и, самое важное, защищать права глухих и слабослышащих детей и свои собственные права на доступную коммуникацию, полноценность общения, на свое мнение, которое сформировалось и выстрадано внутри “нашего мира”... Защищать не только свои профессиональные права, но и проводить работу среди слышащих коллег, слышащих родителей глухих и слабослышащих детей, для которых глухие дети - лишь диагноз, а не особый мир. Препятствовать снижению качества обучения в коррекционных школах, начиная с детского сада, принимать участие в работе приемных комиссий, например, в ВУЗах, где существуют определенные проблемы с отбором будущих абитуриентов”.
Евгений Мазаев, аспирант кафедры сурдопедагогики МПГУ: “Количество глухих педагогов, воспитателей в школах заметно возросло, появились серьёзные вопросы. Нам есть что обсудить. Уже необходима “площадка” для дискуссий. В этом смысле идею объединения безусловно поддерживаю, двумя руками!”
Елена Большакова, преподаватель МПГУ, работающая с неслышащими студентами: “Думаю, что в указанной организации снова возникла насущная потребность. Это связано, мне кажется, с рядом причин:
1)так называемой “реформой” образования, при которой достаточно хорошую идею инклюзии стали реализовать люди, далеко не всегда имеющие четкое представление об особых потребностях людей с различными проблемами в развитии (особенно это заметно на уровне работы чиновников, занимающихся принудительным объединением школ разного вида);
2)необходимостью защитить права детей на полноценное образование и получение аттестата по окончании школы, дающего возможность продолжить образование;
3)к организации и ее голосу могут прислушаться, если в ее ряды будет набрано достаточное количество активных людей, понимающих глубину проблем неслышащих в новых условиях;
4)имеет смысл активно также сотрудничать с родителями - и не только с нарушениями слуха (далеко не все слышащие хотят, чтобы ребенок шел в массовую школу);
5)наконец, если инклюзия приобретет необратимый и повсеместный характер - важно защитить самих педагогов с нарушенным слухом - инклюзия тогда должна коснуться и их - например, в качестве педагогов сопровождения детей с аналогичными нарушениями в массовой школе. Здесь нужна защита прав педагогов на профессиональную деятельность в условиях обычных школ!!!”
Татьяна Мамонтова, учитель истории “Центра на Павелецкой”, кандидат педагогических наук, отличник народного образования: “Объединение учителей нужно для общения близких по духу и любви к обучению глухих детей, для обмена опытом, для поддержки друг друга и защиты интересов детей, помощи им!”
Наталья Ежова, учитель биологии, воспитатель, руководитель музыкально-литературной гостиной в школе №52: “Объединить неслышащих учителей, которые работают в школах, нужно. Хотя бы для обмена опыта работы с детьми, решения проблем, возникающих у педагогов. И внести предложения относительно преобразований, которые существуют на данный момент в школах (объединение в образовательные центры, инклюзия и другие)".
Надежда Чаушьян, учитель отделения надомного обучения школы-интерната №65, координатор работы кружков художественного творчества при ТМЖ: “Объединение нужно, чтобы помогать друг другу в наше непростое время. Когда мы вместе - это сила, в одиночку нас легко “сломать”... Во-вторых, варимся в собственном соку, а могли бы обмениваться опытом и умениями. Третье: будем держать руку на пульсе, т.е. быть в курсе всего того, что будет происходить в школах I и II вида города Москвы. Мы у себя в 65-ой о работе учителей и жизни в других школах ничего не знаем, какие-то слухи доходят в формате сплетен. Поддерживаю высказывание юриста М.Ларионова: типа “профсоюза” глухих учителей”
Высказывания говорят сами за себя. Видно, что создается не просто объединение неслышащих учителей, а именно единомышленников.
4 апреля 2014 г. состоится учредительное собрание будущего объединения. Тогда и наметятся первые направления первых шагов новой-старой организации неслышащих педагогов.
М.Аврина
|