В газете №12 "Наше життя” (2013) была опубликована статья Г.Воробель "Така молодіжна политика щодо осіб з порушеннями слуху неефективна!”, которая вызвала неоднозначные отклики неслышащих, в корне отличающиеся от точки зрения автора статьи. Обсуждение статьи шло на форуме сайта газеты, и сегодня мы приводим лишь некоторые выдержки, чтобы с ними могли ознакомиться наши читатели, которые не в курсе, что данная тема стала предметом горячих дебатов на форуме.
Прежде чем дать слово участникам, хотим разъяснить термин "инклюзивное образование”. Так называется образование, которое получают дети-инвалиды, обучаясь в одном классе вместе со здоровыми детьми в условиях массовой школы. Но! Эти массовые школы должны быть полностью подготовлены к обучению таких детей с особыми потребностями. Если речь идет об учениках с нарушениями слуха - то в классах должна быть звукоусиливающая аппаратура, учителя должны знать специфику обучения таких детей (говорить с четкой артикуляцией, сажать плохо слышащих детей за первую парту, во время объяснения урока не поворачиваться к ним спиной, не ходить по комнате и т.д.). Кроме обычных учителей, в классе к детям, имеющим проблемы со слухом, прикрепляют специальных педагогов или помощников учителя, которые при необходимости помогают неслышащим ученикам в классе и дополнительно занимаются с ними после уроков. Если потеря слуха у ребенка значительная, воспринимать материал на уроке ему помогает переводчик жестового языка. В школе также работают специально подготовленные психологи и социальные педагоги. Такой вид обучения широко распространен в США, Канаде и других странах.
Конечно, организация такого инклюзивного обучения в Украине требует больших денег, и именно это и тормозит его широкое внедрение у нас.
При этом следует различать термины "инклюзия” и "интеграция”. Интеграция - это как раз то, как сейчас обучаются в Украине дети с нарушениями слуха в массовых школах. Посадили в класс вместе со всеми без создания надлежащих условий и без специально подготовленных педагогов - и ребенок "выплывает”, как может!
Получается, что правильней было бы назвать такое обучение интегрированным, но поскольку в последние годы стало модным слово "инклюзия", его и употребляют все, не разбираясь в тонкостях этих разных понятий.
Warera:
Цитата из статьи: На жаль, сучасна нечуюча молодь має низький рівень освіти та професійної підготовки - у першу чергу, це стосується тих, хто навчався в інклюзивних класах масових шкіл.
Хотілось би знати, звідки такі відомості. У вас є якісь статистичні дані чи ви просто знайомі з парою учнів інклюзивних класів? Хотілось також знати процент учнів спеціалізованих шкіл-інтернатів, які складуть екзамен на атестат зрілості в загальноосвітній школі, за винятком диктанту. Один чи два проценти?
Цитата: У чому ж вихід? На мій погляд, для того, щоб збільшити шанси молоді з порушеннями слуху у працевлаштуванні, Уряду потрібно надати можливість нормально працювати спеціальним підприємствам, які діюгь у складі Всеукраїської громадської організації "Українське товариство глухих” (УТОГ). Тоді молоді спеціалісти та робітники, з числа осіб з вадами слуху, отримають "м'яку” посадку на цих підприємствах, у них буде забезпечений і захищений старт у доросле життя!
Це про технологів швейного виробництва, які масово працюють швачками? Тому що на УВП нема стільки робочих місць для технологів. Але все одно навчають, навіть зараз, поки я пишу ці рядки, якісь дівчата з вірою в серці гризуть граніт науки, непотрібної професії. Це не тільки швачки, до речі. Ще комп’ютерні генії, котрим теж не знайдеться місця, бо навіть кращих з них не будуть брати до ІТ-компаній, де важлива командна робота. Та я навіть знайомий з одним молодим економістом, якого направили до УВП учнем слюсаря.
Kolya: Статья не что иное, как обычная попытка потянуть "одеяло на себя”. Инклюзивное образование имеет право на жизнь на ряду с традиционным. Нет лекарства от всех болячек. Так и здесь - есть свои плюсы и минусы. Право выбора за потребителем. Кому достаточно просто научить ребенка читать - писать + что-то делать своими руками, а кому подавай университеты. Разница огромная, такая же разница должна быть и в подходах к обучению.
Hobbit: Я считаю, что "жестовики” (и только "жестовики” - напоминаю, это глухие из семей глухих) вообще не в состоянии обучаться в массовых школах. Я знаю несколько случаев, когда слышащие родители титаническим трудом ставили своим оглохшим в 1 год детям произношение и отдавали в массовые школы.
Однако во всех случаях эти дети и потом вообще не владели ЖЯ и к "жестовикам” заведомо не относятся. После окончания спецшкол "жестовики”, даже если они хотят работать "в стороне от УТОГ”, все равно чаще всего не в состоянии трудоустроиться без помощи УТОГ. 90% выпускников - "жестовиков” вообще не в состоянии самостоятельно заполнить обычную анкету для поступления на работу... Но и после трудоустройства "на стороне” большинство "жестовиков” нуждается в УТОГ - они общаются в клубах и ДК УТОГ, занимаются в бесплатных спортсекциях, пользуются услугами переводчиков. По сути, единственное место, куда "жестовики” могут устроиться массово и работать там без помощи переводчиков УТОГ - это "брелочники”. Что же касается слабослышащих или позднооглохших - они прекрасно могут без УТОГ обойтись (большинство и обходятся).
Maemi: Какой еще "отбор детей”... Инклюзивное образование - это совместная работа различных специалистов, подбираемых под потребности детей, и нужны такие законы и контролирующие органы, чтобы вот это дополнительное финансирование направлялось на найм армии психологов, дефектологов, аппаратуры и прочее. И тогда вас ждет развитие системы инклюзивного образования, а отнюдь не деградация. А запихнуть глухого ребенка обратно в интернат много ума не надо… Читаю и не знаю, плакать или смеяться. Можно подумать, что в интернатах дети готовы к обучению в школе и "умеют - читать и писать”. Да, при наличии равнодушных родителей, педагоги и в интернате-то не особо шевелятся для того, чтобы чему-то научить, человеческий фактор - он и в Африке человеческий фактор.
Warera:
Цитата: вы почти все сейчас поддерживаете инклюзию...
Вы неправильно поняли. Я, например, не поддерживаю идею инклюзии. Я полностью за специализированные интернаты, даже для слабослышащих. Но не в том виде, в котором они существуют сейчас. Давайте расскажу вам одну историю. Я знаком с одной женщиной, у которой два сына слабослышащих. Один обучался в обычной школе, а второго врачи убедили отдать в интернат. Хотя слух и интеллект у них были примерно на одном уровне. Так вот, старший доучился самостоятельно в школе, получил среднее специальное, имеет приличную работу и все свои проблемы решает самостоятельно. А вот младший, малограмотный лентяй, живущий в 25 лет за счет родителей и брата, набравший долгов, как шелков, и постоянно ноющий, как плохо жить, и что ему, инвалиду, все должны, что пенсия маленькая и т.д. и т.п. И вот мне эта женщина однажды в сердцах сказала, что сделали из ее младшего сына дебила. Именно поэтому идея Воробель никогда не найдет поддержки в сердцах матерей. Уж лучше пускай учится в массовой школе, пускай пройдет через трудности и унижения, но останется человеком с маленьким недостатком, чем дебилом-инвалидом.
Нobbit: Глухих детей наиболее упорно учили и учат тому, что им в жизни почти наверняка никогда не понадобится. А тому, что им действительно нужно - языку - учат недостаточно. Чтобы работать грузчиком, швеей или слесарем на заводе, не нужно уметь брать интегралы, вычислять производные или знать механизм окислительно-восстановительных реакций (это, кстати, все равно бесполезно, т.к. большинство выпускников любых школ ничего этого не умеет и не знает, несмотря на обучение). По-настоящему глухой ребенок может учиться только самостоятельно - по книгам. А для этого ему жизненно необходим язык. Плохое знание языка вызывает отвращение у детей (и не только детей) к чтению.
М.Маликова
|