Четвер, 25.04.2024, 10:54
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [135]
Законодавство [73]
Сурдопедагогіка [115]
Освіта глухих [191]
Освіта України [57]
Освіта за кордоном [21]
Медицина [15]
Консультація [18]
Країна глухих [80]
Адміністратор сайту [8]
Пошук
Вхід на сайт
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

hit counter
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2014 » Грудень » 19 » Проблемы трудового обучения и трудоустройства выпускников школ глухих
05:58
Проблемы трудового обучения и трудоустройства выпускников школ глухих

От качества школьной трудовой подготовки зависит в значительной степени благополучие и счастье наших воспитанников в будущем. Как ни больно говорить, но мы вынуждены признать, что именно трудовое обучение сейчас - наиболее острая, актуальная и не решаемая проблема.
В содержании трудового обучения за последние 50 лет произошёл ряд существенных преобразований. Долгие годы в школах была однопрофильная подготовка. В течение 7-ми лет (с 5 по 12 классы) ученик изучал одну специальность (столяра, полиграфиста или швейника). В 70-е годы значительное внимание стали уделять методам политехнического обучения, расширению объёма теоретических сведений в процессе освоения специальности, повышению общего образования учащихся спецшкол.
Достижением современной педагогики является преодоление традиций узкопрофильной подготовки неслышащих детей. Для трудового обучения теперь характерна его широкая вариативность. Действуют учебные стандарты, внедрена интеграция знаний других наук. Выдвинуто требование о разработке творческих проектов начиная с 5-го класса. Теперь ученик должен не просто воспроизводить по образцу, а выполнять разработку - проект аналогичного (или усложнённого) изделия. Такая работа может быть продолжительной и оценена в конце темы (или семестра).
Например, в 8-м классе изучается тема “Конструирование из деталей цилиндрической и конической форм”. Мы избрали изготовление малярного валика, в котором есть работа с различными материалами (металлом, древесиной, тканью).
Последовательность изготовления следующая:
1.Анализ форм и необходимых материалов: цилиндр из древесины; ручка конической формы - из древесины; осевая вилка - из проволоки; покрытие валика - из искусственного меха.
2.Сборочный чертёж (особенность работы в том, что учащимся предлагают выполнить чертежи различных конструкций валика - при этом варьируются его диаметр, длина, форма осевой вилки). Таким образом, ученик оказывается в условиях, когда он вынужден выполнять не стандартную работу, а осмысливать каждый её этап, проявлять свою изобретательность.
3.Изготовление цилиндра и ручки конической формы из древесины на токарном станке.
4.Изготовление покрытия валика из меха (раскрой материала в соответствии с размерами изготовленного валика).
5.Выполнение стопорного кольца на токарно-винторезном станке. Ребята с интересом воспринимают раскрытие “секрета стопорного кольца” (как именно цилиндр держится на осевой вилке).
Ценность опыта такой работы ещё и в том, что при выполне¬нии малярных работ валик может развалиться - но ученику уже будет известно его устройство, и он сможет произвести ремонт самостоятельно.
Это только один простой пример комплексной практической работы. А по новой программе на всех этапах трудового обучения предусмотрено проектирование изделий и их изготовление. Объём и сложность заданий увеличивается в каждом последующем классе: в 5-6 классах такая работа имеет коллективный характер, а с приобретением определённых навыков учащиеся постепенно учатся выполнять индивидуально разработку проектов, самостоятельно планировать технологический процесс. Таким образом, методика и современные способы преподавания требуют повышения информативности каждого занятия, заинтересованности учащихся в собственных достижениях, их творческого отношения к делу; расширения их технического кругозора, знаний и умений.
На этом фоне организационная сторона нашего предмета (особенно чувствительная к состоянию экономики государства), мягко говоря, не соответствует требованиям современной трудовой подготовки учеников. Для повышения эффективности трудового обучения необходима надёжная материальная база. Программа предусматривает электротехнические работы, практические работы с использованием металлорежущих и деревообрабатывающих станков, малярные работы с помощью ручного краскопульта и других приспособлений. А в школьных станках необходима замена изношенных деталей или капитальный ремонт; не хватает необходимых инструментов и материалов. В условиях отсутствия государственного финансирования под угрозой находится реализация содержания программ по трудовому обучению.
Вопросы приобретения и ремонта оборудования школа на данном этапе решить не в состоянии без участия УТОГ и его базовых предприятий.
Почётная миссия учителя труда в обновлении содержания обучения омрачена тем, что в последнее время обеспечение занятий по трудовому обучению стало делом только школы. Из ржавой трубы, которую выбросили сантехники, изготовляем кольца для напильников. Из-за отсутствия электроточила правим свёрла на ручном точиле: один ученик крутит ручку, второй точит сверло, а учитель следит за столом, чтобы он не ходил ходуном. И радует только одна мысль: “Хорошо, что в вихре времени сохранилось отцовское ручное точило!”. Подобные ситуации слишком многочисленны.
Мы говорим “поп вепз!”, когда узнаем, что юноши в 18-20 лет выходят в мир неприспособленными к жизни, и в то же время школа лишена какой-либо реальной существенной помощи. Не стало бывших шефов-предприятий. Спасибо, что есть друзья школы, сочувствующие нашим бедам, помогающие по мере своих возможностей, такие как руководители предприятий УТОГ: Леонид Игоревич Селезненко, Наталия Петровна Мелашенко, Галина Степановна Максименко. Спасибо этим людям!
Школе крайне необходим специалист от предприятия по профилактическому обслуживанию станков - закрепленный за школой наладчик, который бы следил за техническим состоянием оборудования. Ведь использование школьниками изрядно устаревших, до предела изношенных станков крайне опасно. На производствах проводятся плановые профилактические проверки, там следят за техническим состоянием механизмов. А в школах они работают десятки лет без профилактического осмотра. Выход из строя даже одного станка лишает учеников возможности получать полноценные знания и навыки. А с разрозненными знаниями и отдельными представлениями теперь на работу не возьмут.
В условиях, когда появилась безработица и конкуренция, работодатели предпочитают иметь дело с квалифицированными работниками. Кто интересовался еженедельником “Предлагаю работу”, тому известно предупреждение на его обложке “Вакансии для специалистов”. Значит, есть спрос на профессионалов. А профессионалов надо воспитывать на современном техническом оборудовании. Его надо обновлять, пополнять, приводить в соответствие к спросу. Сегодня нельзя учить по старинке. Необходимы приборы для использования новых технологий с применением современных материалов (пенозаполнители, синтетические замазки новых образцов, пластиковая вагонка, металлопластиковые окна, комбинированные верстаки и т.д.).
И ещё одна проблема. Ученые насчитывают на современном рынке труда более 30-ти тысяч специальностей. Для глухих работников здесь препятствие особого значения. До настоящего времени не определён на государственном уровне перечень профессий, по которым они имеют право работать. Перечень профессий для инвалидов по слуху (1966 г.) не соответствует современному общему образованию глухих юношей и девушек.
Трудно говорить о том, что у нас есть ПТУ, где неслышащие учащиеся изучают станки только по рисункам в учебниках, к работе на станках их не допускают (с целью соблюдения правил техники безопасности?!). Ещё в 80-х годах прошлого столетия известный исследователь трудовой подготовки неслышащих учащихся, доктор педагогических наук Александра Петровна Гозова зафиксировала в своих трудах вывод о том, что “неслышащие ученики довольно быстро осваивают приёмы управления станками”. А в учебных годах в Украине ПТУ лишает права своих выпускников быть столярами-станочниками, им выдают документы о присвоении квалификации столяра.
Ещё один пример недоразумений с ограничением профессиональной пригодности учащихся-инвалидов по слуху. Ученикам Киевской спецшколы для глухих районо отказало в разрешении организовать оплачиваемые ученические бригады по ремонту школьного помещения лишь из-за того, что якобы инвалидам противопоказана деятельность в трудовых бригадах. Ученики согласились без оплаты принять участие в ремонте спортивного зала. И надо было видеть, с каким воодушевлением они работали! Материалами нас обеспечивали КОПП “Контакт” УТОГ и арендаторы (американская общеобразовательная школа). Работать пришлось в сложных условиях (жара до 40 градусов, школьная столовая на капитальном ремонте - приходилось брать с собой бутерброды из дома). Старательно и самоотверженно учащиеся 5-12 классов шпаклевали, красили стены, устанавливали планки под вагонку, а потом и саму вагонку, проверяли работу отвесом и исправляли погрешности. Чувствовалась их настойчивость в желании выполнить работу образцово. Когда в спортзал заходила директор, дети наперебой показывали ей свой самостоятельно обработанный участок стены.
До конца учебного года в этой работе приняло участие около 80-ти учащихся, включая девочек.
Ремонт спортзала, как комплексная работа, дала детям возможность получить представление о технологическом процессе ремонтно-строительных работ, а учителя ещё раз убедились в доступности для учащихся таких заданий. На школьном празднике первого звонка в торжественной обстановке 38 школьникам, которые добровольно трудились на ремонте спортзала во время летних каникул, были вручены подарки от руководителей КОПП “Контакт” УТОГ, “Инваспорта” и Спортивной федерации глухих Украины. Главный подарок получил ученик 6-го класса Дмитрий Шрамко, который отработал 115 часов.
За три года преподавания в школе строительного дела силами учеников отремонтировано 8 помещений (зал дискотеки, два классных кабинета, кабинеты истории и химии, кабинет завуча, подвальное помещение для раздевалки и огромный спортивный зал).
Практика подтвердила, что нашим ученикам доступно овладение ремонтно-строительным делом, выполнение комплексных ремонтных работ под руководством учителя.
В Киевской школе ведется книга учёта трудоустройства выпускников. Листая страницы записей, убеждаешься, что школе есть кем гордиться. Только за последние 20-25 лет закончили:
-Херсонское медучилище и работают зубными техниками - 15 выпускников;
-Рыбинский авиационный технический техникум - 4 человека;
-Киевский экономический колледж - 15 человек;
-Киевский университет физической культуры - 9 человек;
-Киевский педагогический институт - 1 человек;
-Ленинградский восстановительный центр - 13 человек;
-Гомельский машиностроительный техникум - 5 человек;
-Киевское эстрадно-цирковое училище - 5 человек;
-Донецкий техникум промавтоматики - 1 человек.
За последние два года в университет “Украина” поступило восемь выпускников Киевской спецшколы-интерната №6. Более 56% учащихся продолжают обучение после школы.
Ежегодные встречи с выпускниками (традиционно проводятся встречи в связи с 20-летием окончания школы) дают более широкое представление о трудоустройстве наших учеников. В их числе: Олег Турбанов - выпускник 1972 г.; Александр Дума выпускник 1979 г.; Юрий Зайченко - выпускник 1964 г.; Владимир Кравцевич - выпускник 1975 г.; Игорь Ковтун - выпускник 1983 г.; Юрий Мазуренко - выпускник 1967 г.; Виктор Гуща - выпускник 1981 г. Артисты, преподаватели, модельеры, руководители УТОГ. Впору создавать галерею лучших выпускников нашей школы! Эти и другие труженики с большой буквы занесены в почетный список “Сто славных имён выпускников Киевской спецшколы-интерната №6”, напечатанный газетой “Наше життя” к 100-летию школы.
Мы гордимся всеми, кто работает честно и добросовестно, своими делами укрепляет доброе имя нашей школы. Например, одна из наших выпускниц - технический работник посольства Бразилии в Киеве, рассказывала: “Трудно работать. Я - ветер. Меня нет, но везде чисто! Знаешь, как надо ставить тарелку на стол? Ставить надо тихо и цветочком к середине стола”. В этих словах- трепетное отношение к делу, которому служит человек.
Директора вначале без желания берут неслышащих к себе на работу, но потом дорожат этими работниками, т.к. они прекрасные специалисты - добросовестные, старательные. Но приходят в жизнь новые профессии - и приносят новые проблемы. Некоторые хотели бы заниматься коммерческой деятельностью, однако без помощи сурдопереводчика невозможно постичь законы торговли, оформить у юристов документы для получения лицензии. Процесс трудоустройства тоже непростой: надо пройти собеседование, которое происходит в присутствии психолога; отработать определённый испытательный срок; проявить при этом профессиональные способности, необходимые умения и квалификационные навыки; на многих предприятиях необходимо умение пользоваться компьютером; к тому же учитывается наличие амбиций - отношение к выполнению второстепенной работы, стремление к изучению сути выполняемого задания, желание нести людям добро. И всё-таки есть глухие, которые официально занимаются коммерческой деятельностью!
Наконец, необходимо признать устаревшими убеждения, что глухим доступен лишь узкий круг профессий. И пока мы ведём полемику, в США 200 глухих имеют частные самолёты и управляют штурвалом без особых проблем.
Готовы ли наши выпускники к профессиональным испытаниям?
Опыт даёт положительный ответ. Конкретные примеры показывают стремление большинства выпускников к трудоустройству, их высокую ответственность за свою работу, готовность к самосовершенствованию, честность и добросовестность, умение дорожить рабочим местом. Это всё касается моральной готовности.
Но нужно принять во внимание проблему определения современных профессий, доступных для глухих. Необходимо исследовать этот вопрос и издать обновленный перечень профессий для работников с недостатками слуха, который бы соответствовал спросу.
Для решения проблем, связанных с трудовой подготовкой неслышащих учащихся, необходимо:
1.Бесплатное обеспечение школьных мастерских новым оборудованием (станками, инструментами и материалами).
2.Наличие в школьных мастерских наладчика, который бы следил за техническим состоянием станков и мог бы оказать своевременную профессиональную помощь при необходимости ремонта (возможно, работая по совместительству на предприятиях УТОГ).
3.Издание обновленного справочника “Перечень профессий, доступных инвалидам по слуху”.
4.Организация Службы помощи лицам с недостаткам слуха (в которой были бы задействованы юристы, психологи, переводчики-дактилологи);
5.Обеспечение прав неслышащих на получение информации наравне со слышащими (сурдоперевод телепередач, обеспечение современными средствами связи и т.д.).
6.Восстановление шефских связей с предприятиями УТОГ (подобно практике 80-х годов) для помощи в обслуживании станков, обеспечения материалами, необходимыми для обучения по программе. Такие меры дадут возможность мастерским работать на надлежащем современном уровне.
7.Официальное закрепление КОПП “Контакт” за Киевской спецшколой-интернатом №6 для глухих для оказания шефской помощи.

Грищенко Е.С., Стёпкин В.В. - учителя Киевской спецшколы-интерната №6 для глухих детей, члены ОНП (ІІ Всеукраинская научно-практическая конференция "Образование и воспитание глухих на современном этапе”, 7-8.Х.2005, г.Киев)

Категорія: Країна глухих | Переглядів: 906 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2024