Поделюсь с Вами тем, какие сейчас школы есть у нас в России. В них тоже идет поиск новых путей, и мы тоже сталкиваемся с разными проблемами. В России сокращается численность спецшкол для глухих и слабослышащих детей. Например, в Москве работает очень интересная школа "Интеграция". В этой школе вместе учатся слышащие и глухие дети. И я этому очень рада. Почему? Слышащий ребенок пришел в 1 класс и начинает познавать мир. Он видит рядом глухого ребенка и воспринимает его как равного, учится общаться с ним. Я была в прошлом году в этой школе, когда только они начали решать эту проблему. Как быть, волновались учителя, ведь слышащие дети будут дразнить глухих, а глухой ребенок будет замыкаться в себе. Ничего подобного. Оказывается, слышащие дети воспринимают глухого как равного себе, они вместе ходят на уроки физкультуры и труда, а остальные предметы у них преподают отдельно. Прошло 2 года. Первого сентября мы снова пришли в эту школу. Слышащие дети встретили нас вопросами на жестовом языке: "Как дела, что будем делать?” Вот такие школы надо приветствовать. Почему? Потому что слышащий человек будет знать о глухих не из прессы, которая иногда врет. Такой слышащий человек, когда вырастет, будет добрее к инвалидам. Мир станет добрее. Это первое. И второе. Это касается жестового языка. Всероссийское общество глухих тоже уделяет этому вопросу много внимания. Но, к сожалению, у нас в Российской Федерации еще до сих пор не принят Закон о придании жестовому языку статуса государственного. В недавней сессии ООН по правам человека принимала участие и наша российская делегация, в состав которой вошел и представитель ВОГ. Он выступил на сессии и сказал: "Пора дать неслышащим людям равные права. Дискриминация уже должна отойти в прошлое”. Так что будем ждать и надеяться. Как человек с большой педагогической практикой, убеждена, что надо повышать роль семьи в воспитании глухого ребенка. Ведь в классе 10 детей, а учитель один, и знания у детей разные. Напрашивается вывод, что мама, папа, бабушки, дедушки должны работать с ребенком, тогда будет результат. Интересный опыт есть в Норвегии. Государство сразу берет семью с неслышащим ребенком на учет. Вызывают родителей и предлагают учить язык своего ребенка. Если родители посещают занятия, то семья получает государственную помощь, дотацию и немалую. Если родители жесты не изучили, им отказывают в помощи. Благодаря этому есть результат - там почти нет неграмотных глухих. Нам надо взять их опыт на вооружение. А во Франции школы не только дают знания, учат профессии, но и после выпуска продолжают следить за судьбой своих выпускников. Школа сама ищет им работу, а не общество глухих заботится о трудоустройстве. Школа все делает от начала до конца. Ты воспитал - попробуй своего воспитанника и на работу устрой. Спустя год этот выпускник может прийти в школу, встретиться с учителем, поделиться своими проблемами и попросить переводчика. В каждом государстве вопрос решается по-своему. В Украине многое решается благодаря деятельности УТОГ. Желаю вам дальнейших успехов.
Евсеева М.А., специалист Аппарата Президента Всероссийского общества глухих (г.Москва) (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)
|