Спецшколы-интернаты для глухих и слабослышащих детей в Украине являются звеном единой государственной системы образования и обладают своей материальной базой, кадровым педагогическим потенциалом. На базе таких учебных учреждений проводится научный эксперимент по улучшению учебно-воспитательной работы с детьми, лишенными слуха. Основное содержание образования неслышащих школьников характеризуется двумя направлениями: 1)глухие и слабослышащие дети получают обязательный общеобразовательный минимум; 2)в течение определенного учебного процесса у них происходит формирование словесной речи. Как ни странно, отечественная сурдопедагогика отрицает, что дактильно-жестовый язык - основное средство общения неслышащих, без которого искусственно затягивается срок овладения ими словесной речью. Выпускники украинских спецшкол-интернатов оказываются в условиях, мало способствующих их адаптации в окружающем мире, поскольку в массовых школах дактильно-жестовый язык, как познавательный или факультативный предмет, тоже не изучается. Таким образом, жестовым языком, имеющим во многих других странах статус "государственного”, у нас откровенно пренебрегают. А ведь при изучении дактильно-жестового языка как неслышащими школьниками, так и учениками общеобразовательных школ не было бы социального игнорирования людей, лишенных слуха, напротив, были бы созданы необходимые предпосылки для грамотного общения слышащих граждан с неслышащими. Учитывая расширение туристических связей неслышащих всех стран, также необходимо знание ими иностранного языка и международного жестового языка "жестуно”. Как и дактильно-жестовый язык своей страны, эти языки необходимо внедрять в учебную программу спецшкол-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В спецшколах-интернатах для детей с нарушениями слуха практикуется ограничение профессиональной подготовки учащихся. Но именно она, как ничто другое, способствует познавательной активности детей, формированию их логического мышления и закреплению навыков самостоятельной работы. Спецшколы-интернаты должны иметь постоянную связь с профтехучилищами, расположенными в регионах, а не топтаться на одном месте: "швейное дело”, "столярное дело”, "слесарное дело” и т.п. Выбор дела по душе и выход из вынужденной изоляции крайне важен для неслышащих школьников, не говоря уже о том, что от хорошей профессиональной подготовки зависит их будущее. В процессе проведения индивидуальной и групповой работы по развитию разговорной речи значительное место занимает техническое оборудование. Необходимы новейшие сурдотехнические средства, однако сурдотехника в наших спецшколах-интернатах зачастую годами не обновляется - из-за ее дороговизны и отсутствия финансовых возможностей. И результаты такой работы "по старинке”, что говорится, налицо - выражение беспомощности и растерянности на лицах выпускников спецшкол-интернатов, когда требуется написать заявление о приеме на работу; большинство глухих и даже слабослышащих не могут самостоятельно написать письмо, составить текст небольшой записки. Ощутимым пробелом в системе обучения глухих и слабослышащих детей является то неоправданное обстоятельство, что ряды сурдопедагогов до сих пор довольно редко пополняются неслышащими специалистами, хотя они неоднократно подтверждали свое педагогическое мастерство на деле. И все же соотношение числа сурдопедагогов в спецшколах-интернатах остается прежним: на 10-20 человек слышащих - 1-2 неслышащих (получивших педагогическое образование - гораздо больше, но они чаще всего не находят достойного применения своим силам). Как нам преодолеть этот барьер, создаваемый высокими представителями народного образования? На начальной стадии обучения и развития неслышащих школьников желательно использовать доступные учебники с обозначениями жестов. Такие учебники - прекрасное подспорье не только для учителей, но и для учеников, которые в процессе самостоятельной работы с учебниками смогут опираться на знакомые им элементы языка жестов. Для разработки актуальных вопросов образования и воспитания неслышащих школьников, обобщения педагогического опыта и внедрения результатов экспериментальных научных исследований спецшколам-интернатам для глухих и слабослышащих детей, расположенным на территории Украины, следует расширить контакты с зарубеж¬ными спецшколами для детей с нарушениями слуха. Внедрение данных предложений в работу спецшкол-интернатов, выполняющих основные задачи по обучению глухих и слабослышащих учащихся, развитию их словесной речи и формированию личности, могло бы, на наш взгляд, способствовать повышению уровня общеобразовательной, трудовой, политехнической подготовки неслышащих учащихся, а также помочь им в выборе профессии и адаптации в обществе.
Люлько Л.П., председатель Луганской областной организации УТОГ (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|