Понеділок, 02.12.2024, 13:43
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [139]
Законодавство [73]
Сурдопедагогіка [115]
Освіта глухих [192]
Освіта України [57]
Освіта за кордоном [21]
Медицина [15]
Консультація [18]
Країна глухих [80]
Адміністратор сайту [8]
Пошук
Вхід на сайт
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

hit counter
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Грудень » 9 » Некоторые вопросы обучения детей с нарушениями слуха
01:50
Некоторые вопросы обучения детей с нарушениями слуха
Хотелось бы поделиться опытом обучения в специальных школах для слабослышащих детей. Я обучалась в трех школах: в Киевской спецшколе-интернате для слабослышащих детей №9, в Феодосийской спецшколе-интернате для слабослышащих детей и в Московской школе №52, появившейся на базе школы №30 им.К.А.Микэльяна, была знакома с сурдопедагогом, использующим очень интересную методику работы с детьми с нарушениями слуха. И, естественно, у меня была возможность ознакомиться с некоторыми аспектами педагогической работы, сравнить результаты различных методик обучения и уровни реабилитации выпускников этих школ.
На мой взгляд, у слабослышащих детей самая главная проблема - это недостаточно устойчивое и концентрированное внимание. Классы очень неоднородны по индивидуальным характеристикам учеников, даже если они подобраны по уровню остатков слуха. В одной группе, наряду с подготовленными и способными от природы учениками, могут находиться умственно отсталые дети, педагогически запущенные, с поражением центральной нервной системы, с комбинированными дефектами. Педагоги часто бывают вынуждены несколько раз повторять одно и то же, пока такой ученик осознает сказанное, а остальные в это время бездействуют. У очень многих учеников формируется пагубный стереотип замедленного восприятия и обработки информации.
Поэтому подбор учеников в классы желательно осуществлять в первую очередь по таким критериям: уровень познавательной активности, общих интеллектуальных способностей ребенка, учитывать отношение родителей к обучению и, наконец, уровень остатков слуха ученика. Необходимо шире применять практику дифференцированного обучения, если ученик заметно превосходит своих одноклассников по своим достижениям, чтобы исключить тормозящее влияние недостаточно высоких требований педагога и более низкого уровня развития одноклассников.
Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста лучше воспринимают уроки в игровой форме. Крайне необходимо обучение маленьких детей "глобальному чтению”, очень ценны специальные упражнения по развитию внимания и усидчивости.
Предлагаю такой план проведения урока:
-общая часть - учитель подает новую информацию;
-индивидуальная часть - учитель опрашивает наиболее активных учеников, остальные запоминают информацию из "вторых уст”, педагог в ходе диалога корректирует и варьирует формулировки по уровню сложности, чтобы сделать понятия более доступными или глубокими. Оживление и активизация познавательной активности учеников - залог развития устойчивого и концентрированного внимания.
Кроме того, необходима живая, эмоциональная атмосфера на занятиях, поддерживающая интерес учеников длительное время и развивающая положительное отношение неслышащих детей к учебе и самостоятельной познавательной активности.
Очень полезно в процессе обучения делать акцент на самостоятельной работе детей с книгами. С целью развития умения и закрепления навыков постоянной работы с литературой:
-задавать прочитать материал новой темы урока накануне объяснения учителем;
-готовить мини-доклады к уроку с более глубоким освещением какого-нибудь вопроса;
-стимулировать активное использование учениками словарей и справочников, давая им задания сделать выписки понятий и определений, законов и правил на карточках, а на уроках обсуждать, какое определение глубже и точнее;
-проводить различные конкурсы и викторины, проводить семинары среди педагогов по обмену опытом проведения этих мероприятий;
-оснастить школьные библиотеки художественной и научно-популярной литературой, желательно красочно иллюстрированной;
-организовать классные библиотеки, чтобы в каждом классе на отдельной полке находилось по 2-3 словаря, несколько детских энциклопедий, справочники, конспекты; литература должна частично или полностью обновляться 1-2 раза в год в зависимости от объема и усвоения информации;
-проводить олимпиады;
-проводить спортивные олимпиады, зарницы. Желательно делать акцент на тех видах спорта и состязаний, которые сочетают активную ориентировочную деятельность, высокую двигательную активность, положительный эмоциональный фон.
Дополнительные источники информации, необходимые слабослышащим школьникам:
-познавательные фильмы о природе, науке, искусстве на видеокассетах с субтитрами или с сурдопереводом;
-качественные художественные мультфильмы и фильмы с субтитрами;
-видеофильмы (после предварительной обязательной экспертизы педагогами и психологами их эстетического уровня). Еще одно направление - создание семейных видеотек с льготным или бесплатным обслуживанием. Также необходима экспертиза познавательной ценности видеопродукции и дифференциация по уровню сложности ее восприятия и понимания глухими. Возможно, необходимо подумать и о разных уровнях титрования фильмов - по объему текста, по словарному запасу, т.е. адаптации к различным возрастным категориям: для детей, подростков, молодежи и взрослых. Глухие более неустойчивы к внешним социальным воздействиям, и об этом необходимо помнить, проводя отбор фильмов для титрования и создания видеотек.
Несколько слов о речевом и жестовом общении, о вокальной гимнастике.
Крайне важны вокальные и артикуляционные упражнения для развития речевого аппарата неслышащих и слабослышащих детей, а для взрослых - поддерживающая гимнастика.
Однако в педагогической практике упускается ряд важных моментов.
Первое: методики должны имитировать основные этапы естественного развития речи у нормально слышащих детей (первые звуки, пение, речитатив отдельных слогов и комбинирование различных слогов, отдельные слова и фразы, интонации, ритм и темп), и только к 3-5 годам исправляются отдельные дефекты в произношении звуков, причем это происходит как игра. Педагоги же сосредоточивают свое внимание на постановке произношения отдельных звуков, слогов и фраз. Занятия превращаются в тяжелую и кропотливую работу, как для самого педагога, так и для еще маленького ребенка, что оказывает крайне негативное воздействие на отношение глухих детей к тренировкам, без которых невозможно полноценное развитие речевого аппарата детей.
Второе: существует дилемма жестовой и звуковой речи. В педагогической практике существуют три метода:
-устный метод, основанный на строгом запрете и непризнании жестовой речи в общении;
-комбинированный метод, признающий равноценность голосового общения и жестового общения;
-упрощенный метод, который основан на применении жестовой речи, работа же над звуковой речью и на считывании с губ собеседника имеет лишь вспомогательное значение.
Первый метод требует самого высокого уровня материальной базы для работы с детьми с нарушениями слуха, высокой квалификации сурдопедагогов и огромного терпения в этой крайне сложной и тонкой работе, активной поддержки со стороны родителей или слышащих родственников детей. Реабилитация может быть полной, часто взрослые глухие достигают больших успехов в жизни, чем нормально слышащие люди, что объясняется более высокой культурой общего воспитания и явлением гиперкомпенсации.
Второй метод является наиболее распространенным и относительно доступным по трудоемкости, однако тоже требует высокого педагогического мастерства, чтобы не вызвать у маленьких детей соблазна пользоваться более легкой и доступной жестовой речью и игнорировать работу над приобретением навыков речевого общения и считывания речи с губ собеседника. Уровни реабилитации выпускников различны, и это зависит не только от состояния педагогической культуры в той или иной школе, но и от того, как занимались с ребенком в семье (недостаточное внимание и чрезмерная опека одинаково вредны), от индивидуальных особенностей ребенка: физических данных, характера, личности.
Третий метод является путем по "линии наименьшего сопротивления” в работе с детьми с нарушениями слуха, что приводит к крайне негативным результатам. Практически все глухие и большинство слабослышащих выпускников не имеют достаточно четкой и разборчивой речи, понятной большинству обычных людей, не имеют навыков считывания с губ, что приводит в конечном итоге к социальной изоляции. Этим, а также очень низким уровнем общеобразовательной подготовки, объясняется существование замкнутой "касты” глухих, у которой вырабатываются свои нормы поведения, часто возникают асоциальные тенденции, усугубляющиеся невозможностью получить профессию, которая могла бы обеспечить достаточный уровень жизни. Все это усиливает деформацию социального поведения и психики глухих: озлобленность, чувство обособленности от всего остального общества и, как следствие, отрицание общепринятых социальных норм, замкнутость, эгоцентризм и нежелание видеть реальную ситуацию (синдром "унижения глухого”).
Все эти явления порождают отрицательное, часто предвзятое, но иногда - обоснованное отношение слышащих людей к людям с недостатками слуха: "глухой = умственно отсталый” или "глухой = психически ненормальный”. Даже врачи, невзирая на достаточно четкую и разборчивую речь многих неслышащих и их умение считывать с губ, часто пишут в медицинском заключении "глухонемота”, что делает невозможным устройство глухих на работу.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо изучать и использовать крайне ценный опыт педагогического коллектива Московской школы №30. В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо делать акцент на устном методе обучения, и только в старших классах, когда уже прочно закреплены навыки речевого общения и понимания собеседника по губам, нужно ввести уроки культуры жестового языка, без которого невозможно публичное общение.
В формировании речевого общения очень важно решить следующие вопросы:
-слухопротезирования (с момента обнаружения дефектов слуха у ребенка);
-оснащения техническим оборудованием, обеспечивающим слуховой и визуальный контроль (визуализация звуков) самим ребенком своей речи;
-изучения и отработки методик, имитирующих естественное развитие речи у нормально слышащих детей:
-проведения индивидуальных занятий - постановки голоса, правильного дыхания, отработки темпа и ритма речи, а потом уже детальной работы над произношением звуков и слогов;
-проведение групповых занятий - закрепления и отработки до автоматизма артикуляционной и вокальной гимнастики, тренирующей голосовые связки и дыхание, прослушивание специально подобранной или адаптированной музыки.
-создания специализированных фонотек - наборов различных звуков, голосов и мелодий, для игры типа "Угадай звук, мелодию”, "Пойми сказанное!”.
Очень важны в этом отношении занятия по ритмике, которые не только развивают двигательные навыки, координацию движений, чувство ритма у детей с нарушениями слуха, но и оказывают значительное психокоррекционное воздействие, создавая положительные эмоции.

Веселова Т.Н., студентка факультета социологии и психологии Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

Категорія: Країна глухих | Переглядів: 767 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2024