Одной из приоритетных задач Общества глухих и педагогов есть забота о повышении образовательного и интеллектуального уровня людей с недостатками слуха.
Несмотря на положительные сдвиги, эта проблема продолжает оставаться актуальной, а образовательный и интеллектуальный уровень развития значительной части глухой молодежи вызывает беспокойство.
Основные претензии при этом, как обычно, предъявляются педагогам спецшкол-интернатов. Между тем, по моему мнению, в плане соответствующей социализации подрастающего поколения многое зависит от самообразования глухих, приобретения навыков вдумчивой самостоятельной работы с источниками информации, умения пользоваться книгами и эффективно использовать их информационные ресурсы. Некоторая часть глухой молодежи посещает библиотеку более или менее активно, но, однако, большее предпочтение отдает таким формам досуга, как дискотеки, телевидение, видео, компьютерные игры, интернет, спорт и т.д.
Парадокс в том, что глухие жалуются на скудость информации, а, с другой стороны, - не проявляют желания пользоваться такими источниками как книги. Пассивное использование визуальной информации, идущей с экрана телевизора в виде субтитров, является намного более легким процессом, но это не обеспечивает ни соответствующего образования, ни социализации личности. Корень такого пассивного отношения к книгам следует искать в системе школьного образования. Глубоко уверен, что если родители и педагоги сумели привить глухому ученику стойкую любовь к книге, к содержательному чтению, то этот интерес к печатному слову остается на всю жизнь.
Сейчас, когда в мире произошли такие глобальные изменение во всех сферах, нынешняя молодежь увлекается компьютерами, книг не читает, и оттого становится бездуховной. Известна великая роль книг в становлении интеллекта слышащих. Но свободное общение с книгами вдвое, втрое важнее глухим! Книга для нас, глухих, - незаменимое средство познания мира, познания людей.
Горько и обидно видеть глухих, которые не привыкли и не научились любить книги. Чтение их тяготит, запас слов мало пополняется, остается бедным, развитие человека не достигает должного уровня. Неудивительно, что такой глухой не понимает стихов, не воспринимает красоту родного языка. Все должны ясно понимать, какой огромный ущерб наносит глухим отсутствие любви и уважения к книге.
Я счастлив, что благодаря книгам смог приобщиться к богатству мировой культуры, познать радость творческого труда. Книги дали мне знания, обогатили мою память сведениями из истории, географии, техники и искусства. Они научили отличать добро от зла, ценить высокие моральные качества людей, понимать философию и политику. Даже мой близкий слышащий друг получал в школе и в общении с окружающими не больше знаний, чем я из книг.
С самого раннего возраста меня приучали к чтению интересных книг. В Лебединской школе¬интернате у меня была замечательная учительница - Татьяна Васильевна Гонтарь, и моя любовь к книге - плод ее вдохновенного труда. Используя жестовый язык, она ярко передавала написанное в книге. Свой метод обучения она применяла не только ко мне, но и к моим одноклассникам, в результате чего мы стали читать с увлечением и достигли больших успехов в усвоении словесного языка. Этот метод сыграл важную роль в привитии любви к чтению. Применяемый ею жестовый язык способствовал общему развитию интеллекта, подарил богатство красок. Несомненно, что только любовь к чтению способна обеспечить усвоение словесного языка. Итак, на собственном опыте и на опыте многих моих друзей-одноклассников я убедился, что формировать вкус к книге нужно с детства, очень желательно - с начальных классов школы. Очень важно зародить первоначальный интерес. Главное - увлечь глухих детей чтением и не дать им сойти с этого пути. Никакой технический прогресс никогда не заменит книгу! Особенно важно донести это до нашей молодежи, которая отдает предпочтение компьютеру.
Если родители и учителя не успели привить глухим детям любовь к чтению в течение первых лет учебы в школе - они наверняка “уходят” в компьютерный мир. Но и там требуется знание словесного языка. Значит, глухие “хромают” и в этом мире.
Мы, педагоги, стараемся привить любовь к книге, но сами ребята к этому не стремятся. Даже разумные, хорошие ученики говорят, что ненавидят читать, а это исправить очень трудно. У них недостаточно опыта общения с книгой, работы с ней. Мне кажется, этому есть три причины.
Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно - то любая книжица кажется непосильной, становится скучно и пропадает желание в дальнейшем заниматься этим.
Во-вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей книги, потому что им таковой еще не предложили. К сожалению, не хватает грамотного отношения родителей и педагогов при подборе книг для глухих детей.
В-третьих, взрослые люди, благополучно воспитанные на литературе, а не на видео и компьютерных играх, переоценивают роль видеоряда.
Вернуть в руки глухого ребенка книгу можно, надо только захотеть. А если нет, то у него вместо подлинного овладения словесным языком останется лишь набор слов, пусть даже и большой.
Самое главное - это создание атмосферы, убеждающей глухого ребенка в том, что книга - это интересно. К книге стоит обращаться. Призываю всех, кто читает сейчас эти строки: “Сделайте все, чтобы возродить культ книги среди глухих! Заинтересуйте своего ребенка, ученика, юного друга, соседа книгой!”
В.Ковтун, член ОНП, учитель истории Харьковской вечерней школы.
|