История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими. Из-за глухоты, даже приобретенной, человек лишался права завещать и наследовать. Глухих приравнивали к слабоумным. Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными.
По свидетельству А.Г.Басовой, профессора Московского педагогического института, ссылающейся на исследования М.В.Богданова-Березовского, еще в начале XX века в российском захолустье варварски обращались с глухонемыми. Темные суеверные люди нередко считали их повинными в стихийных бедствиях. В деревне пожар — спроси с глухонемого, пала корова — накликал глухонемой. Известны случаи, когда за подобные "проступки" глухонемых приковывали цепью к позорному столбу, нещадно избивали.
К сожалению, даже в литературных и драматургических произведениях разных времен иногда объектами смеха являются такие физические недостатки, как глухота, косноязычие, заикание. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания.
Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта — юродивым — отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли божьими людьми, считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств — способность к общению.
При первом знакомстве с глухим слышащий чаще всего остается к нему безразличен, иногда же его реакция даже отрицательна. То, что нас не понимают, мы чаще всего склонны приписывать недостатку ума, в то время как подлинный его недостаток часто распознаем гораздо позже, чем надо бы.
Людям с тяжелыми дефектами слуха окружающий мир кажется недружелюбным. Они пытаются скрывать свой недостаток, а это еще более увеличивает трудности общения.
В наших законах о труде, так же как и в законах многих других стран, отсутствуют параграфы, запрещающие использовать глухих рабочих или конструкторов. Однако при найме на работу чаще всего отдают предпочтение людям с нормальным слухом.
Приведем выдержки из письма Ф., отца глухого мальчика, много сил и времени отдающего проблемам глухих.
“...Ко мне обратилась мама рано оглохшего Бориса К. Его история очень характерна. Слух потерял в год, быть может, и ранее, жили в деревне. Кто там считал?.. Хорошо окончил профтехучилище для глухих, получил квалификацию слесаря-инструментальщика 4-го разряда. Но несмотря на нужду в слесарях, при направлении на работу отдел кадров определил его разнорабочим в жилищно-эксплуатационную контору — ЖЭК. А там, известное дело — разнорабочий, да еще глухой, работы толком не дают...
По просьбе матери познакомился с парнем. Говорит очень плохо — практически глухонемой. Но смекалистый, грамотный, любит технику, прекрасно знает слесарное дело. Купили ему “Запорожец”, побывавший в тяжелой аварии. Сам достал необходимые детали, сам отремонтировал не хуже квалифицированного автослесаря. Получил права, ездит на машине.
Звоню в отдел кадров завода: “Почему не направляете К. на работу по специальности?” — “Во-первых, медицина не разрешает, во-вторых, никто из начальников цехов не хочет возиться с глухим”.
Звоню в поликлинику: “Почему не даете направления на завод? В Москве, Ленинграде, Киеве и в других крупных городах существуют целые бригады слесарей-сборщиков — глухих. Почему же нельзя сделать то же самое на вашем производстве?” — “У нас краны, может не услышать сигналов крановщиков, будет производственная травма. Да как с ним объясняться? Непонятно, Что он говорит”,— “Есть же у вас слесарные участки и без кранового хозяйства. Что же касается объяснений задания, пишите ему — он грамотный, все поймет”.
С трудом уговорил докторов дать справку, разрешающую Борису работать в цехе. Уговорил и одного знакомого начальника цеха взять его с испытательным сроком. Через две недели начальник позвонил: “Ваш Борис работает отлично. Через пару месяцев будет сдавать на 5-й разряд. Нет ли у вас еще таких ребят?”
Борис тоже работой доволен. Недавно женился. Жена — глухая от рождения — швея высокой квалификации. При трудоустройстве были те же проблемы, что и у Бориса. Сейчас работает. Ею тоже довольны”.
В анкете, распространенной среди молодых московских глухих с законченным средним или высшим образованием, был вопрос: “Как вы общаетесь на работе со слышащими?” Ответ большинства из них можно, свести к следующему: все зависит от отношения к глухому. Добрый человек не только напишет и объяснит задание на бумаге. Он выучит пальцевую азбуку и простейшие жесты.
Можно привести случаи, когда даже врачи, общаясь с глухими, проявляют недопустимую душевную черствость и вопиющее непонимание истинного положения дел. Так, недавно поздно оглохший юноша с хорошо сохранившейся речью рассказал нам такой эпизод. Перед поездкой в Болгарию на Международный конгресс глухих он зашел в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Врач поликлиники хорошо понимает его речь. Однако, заканчивая оформление документа, он размашисто пишет сверху: “Глухонемой”.
Какой же я глухонемой? — недоумевает юноша.— Вы же поняли все, что я говорил!
Для нас вы все глухонемые,— был ответ.
Еще пример. К нам пришла взволнованная молодая женщина.
Мне говорили — вам близки проблемы глухоты. У меня большое горе — дочка глухая. Сейчас ей полтора года. А вчера врач поликлиники сказал: “Если не слышит, то и говорить не будет”. Неужели это правда?
В письме из Новосибирска глухой Б. в отчаянии писал нам: “Знаете ли ужасную формулу: ГН=УО. Расшифровка простая: глухонемой равен умственно отсталому”.
Только люди, совсем незнакомые с проблемами неслышащих, не видят разницы между глухим и глухонемым, полагают, что можно ставить знак равенства между глухонемым и умственно отсталым. Нет необходимости доказывать, насколько несправедливо и вредно подобное отношение.
Разумеется, на свете существует много специальностей, где отсутствие слуха и затруднения в общении исключают работу глухого человека. Но опыт, накопленный за многие десятилетия, наглядно демонстрирует, что глухие токари и слесари, работники типографий и фотографы, конструкторы и научные сотрудники, художники, скульпторы и люди многих других специальностей выполняют свои обязанности не хуже, а нередко и лучше слышащих товарищей по профессии.
На Челябинском тракторном заводе уже более четверти века плодотворно трудится группа глухих конструкторов. Ее организатором и первым руководителем был глухой инженер И.К.Данилин. При создании группы находились скептики, не верившие в целесообразность этого начинания. Однако уже первые годы деятельности группы убедили: глухим доступно решение практически всех вопросов, связанных с проектированием автоматических линий, сложных приспособлений и узлов, разрабатываемых на заводе. Группа завоевала непререкаемый авторитет, ее руководитель стал членом технического совета, участвовал в обсуждении проектов, выполняемых по заказам завода в конструкторских бюро научно-исследовательских институтов. В составе группы был переводчик, и это помогало глухим конструкторам участвовать в производственных делах и общественной жизни завода.
Последние пятнадцать лет группу возглавляет также глухой специалист Б.Н.Ястребов. Группа выросла и была переименована в отдельное конструкторское бюро. Ряд технических решений глухих конструкторов оформлен как изобретения и рационализаторские предложения, которые внедрены на других заводах отрасли. Несколько работников бюро завоевали звания “Лучший конструктор завода”. И.К.Данилин рассказывал: во время командировки на Челябинский тракторный завод он с радостью узнал, что предложенное им двадцать лет назад устройство до сих пор безотказно действует.
Еще более сложным казался вопрос о литературном творчестве неслышащих. Но и здесь глухие победили настороженное отношение к ним. С 1970 года в Москве издается поэтический сборник “Камертон”, объединивший глухих поэтов и прозаиков Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных центров нашей страны. Многие поэты этого объединения — члены Союза советских писателей (И.Исаев, Н.Новосельнова, А.Софронов и др.). Произведения глухих поэтов неоднократно отмечались литературными премиями и дипломами.
Изобразительное искусство всегда было наиболее доступным видом творческого самовыражения глухих. Среди них много людей, занимающихся различными видами прикладного искусства, скульпторы, художники, графики. Профессиональные художники и скульпторы Н.Н.Баников, Ю.А.Ведерников, Н.Н.Гаева, С.В.Князев, А.А.Ленивцев и другие стали членами Союза художников.
“Страдания учат человека понять необходимость близости с другими людьми”,— писал известный кинорежиссер Григорий Козинцев. Эта мысль относилась к герою его последнего фильма — королю Лиру, потерявшему корону, власть, зрение. В равной мере, а возможно, и более, она справедлива в отношении людей, лишившихся слуха.
Большие трудности приходится переживать глухим и вне работы, в свободное время, даже в семье, если в ней нет человека, который взял бы на себя помощь в осуществлении их контактов с окружающими. В очень сложном положении оказывается глухой, попавший в компанию слышащих, где никто не владеет дактильной азбукой или жестовой речью. Даже глухие, свободно читающие с губ, в подобных условиях не в состоянии следить за диалогом, возникающим то тут, то там. Они изолированы от общей беседы и присутствуют в компании как иностранцы, не знающие языка.
Нам не раз приходилось быть на праздниках, участниками которых были неслышащие. Поражало непринужденное веселье, свободный разговор с помощью жестовой речи. Удивляло живое остроумие, разнообразие тем, общий интерес всех к беседе. Если б не жесты и дактилирование, сопровождаемые проговором, можно было думать, что мы находимся в обычной компании хорошо знакомых друг с другом, общительных друзей. Отсутствие слуха воспринималось не как несчастье, а скорее как некое явление, требующее иного способа общения.
Однако как бы то ни было, глухому совершенно необходимо выходить за пределы своего круга в слышащий мир. Только общение со всеми окружающими, включая слышащих, являет собой образец истинной социальной реабилитации человека с дефектом слуха. Эта высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы неслышащий и общество.
Усилий одних глухих здесь мало — им необходима помощь извне.
Важнейшим звеном этой помощи являются переводчики. А проблему переводчиков сегодня еще нельзя считать решенной. По-настоящему хороших специалистов, в совершенстве владеющих жестовой речью и дактилированием, немного даже в таких городах, как Москва и Ленинград. Выпускники факультетов дефектологии педагогических институтов, специализирующиеся на преподавании в школах глухих, жестовую речь знают недостаточно, да и дактильной азбукой владеют порой далеко не свободно.
В любом руководстве по педагогике можно прочитать, какую большую роль в воспитании, подростка играют доброжелательные контакты и взаимопонимание между учителем и учеником. О каких же контактах, каком взаимопонимании может идти речь в том случае, если педагог не знает языка, на котором объясняются его ученики. Очевидно, наряду с освоением общих педагогических принципов студенты педагогических институтов должны тщательно изучать основные средства общения своих будущих учеников.
У людей с тяжелыми дефектами слуха существуют некоторые особенности поведения. Это, например, громкая или, напротив, слишком тихая речь, отсутствие возможности изменять громкость голоса в зависимости от уровня шума в помещении. Глухой может не обратить внимания на струйку воды из неплотно закрытого крана, он чаще разбивает хрупкую стеклянную посуду: оказывается, ставя чашку на стол, мы больше ориентируемся на слух, чем на зрение. Слышащих нередко раздражают такие трудно исправимые дефекты голоса, как гнусавость или фальцет, неправильно поставленное ударение, отсутствие интонации, так называемая “деревянная” речь глухих. Разумеется, во всех перечисленных случаях следует помнить: глухой не виноват в своем несчастье,
Надо исправлять, если возможно, такие недостатки или относиться к ним как к неизбежности.
Как вырастить глухого ребенка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нем способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам. Чтение хороших книг, примеры родных, воспитателей и учителей — таковы рекомендации общего характера, особенно существенные для глухих.
Многие психологи отмечают, что на развитие у детей таких нравственных качеств благотворно влияет общение с домашними животными. У глухих подобные взаимоотношения могут играть еще одну важную роль: кошки и особенно собаки могут оказывать помощь глухому в разнообразных жизненных ситуациях. Собаку или даже кошку легко приучить подбегать к двери при стуке или звонке. В одной из глухих семей, наблюдая за движением ушей и поведением кошки, хозяйка определяла источник шума — например, телефонный звонок или иной посторонний звук. Описаны опыты дрессировки собак, принадлежащих глухим. Такие животные указывают глухому на наличие сигналов транспорта и связанную с ними опасность перехода улицы.
Разумное воспитание, преданность родителей и педагогов, собственная воля и настойчивое желание глухого победить свой недуг делают чудеса.
Однако пробить брешь в стене безмолвия — задача, не доступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.
Более 20 лет назад один из нас опубликовал в газете “Известия” статью, посвященную некоторым проблемам глухоты. Она вызвала неожиданно большой поток писем. Писали о плохом в те годы качестве слуховых аппаратов, о трудоустройстве глухих и о многом другом. Но одно из писем особенно запомнилось. На тонком конверте не было обратного адреса, хотя на штампе погашения отчетливо читалось “Ташкент”. В нем был лист бумаги с одним словом: “Спасибо”. Подписи не было.
До сих пор мы не знаем, за что благодарил неизвестный ташкентский корреспондент. Быть может, за то, что одна из центральных газет, выходившая тиражом в 8 миллионов экземпляров, обратилась к проблемам глухих. Но в небольшой газетной статье не удалось сказать и десятой доли того, что ждали от нас утратившие слух.
И сейчас, при завершении книги, нам кажется — многое не сказано, многое упущено...
Найти универсальные правила борьбы с глухотой очень трудно. Тем не менее несколько соображений общего характера имеют право на существование. Вот они.
Родные и близкие маленького ребенка! Помните — чем раньше обнаружена глухота, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех. Учить маленького глухого надо всеми доступными способами восприятия и воспроизведения речи — от применения слуховых аппаратов до чтения с губ говорящего, дактилирования, жестовой речи. Хорошо, если такое обучение начато до двух лет, еще лучше — если до одного года.
Неслышащие, знайте — в преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли и упорства. Научитесь любить книгу, .получать удовольствие от чтения газет и журналов. Не скрывайте свой недуг, пользуйтесь всеми возможными средствами восприятия речи.
Слышащие! Будьте терпеливы при общении с глухим. Повторяйте слова или фразы до тех пор, пока не станет ясно — они поняты.
Глухота — прежде всего потеря значительной части информации и связанное с этим одиночество. От нашего с вами отношения к глухому, от уважения к нему и стремления оказать посильную помощь в значительной мере зависят устранение дефицита информации и трагедии одиночества. Никогда не забывайте это!
В.Крайний, Э.Крайнина
|