У меня растут года, будет и семнадцать... Где работать мне тогда, чем мне заниматься? В.В. Маяковский.
Каждый ребенок предрасположен к чему-то, к какому-то делу. Кто-то в уме может сложные уравнения решать, а кто-то может из ничего, из куска дерева сделать произведение искусства. Некоторые глухие свободно могут выполнять электроработы не хуже инженеров-электриков. И задача школы, а точнее учителя - открыть таланты ребенка, так как у каждого человека есть свой круг возможностей. Он не беспределен. Но в рамках этого круга можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку органически присуще, а что - нет. Практически, по моему глубокому убеждению, любой недостаток человека можно повысить до уровня достоинства, т. к. недостатки - это продолжение наших достоинств. Во главу угла ставится индивидуальный подход к каждому ученику. Тогда учащийся сможет блистать именно в той сфере, к которой он имеет наибольшую склонность и выбрать в соответствии с этим будущую профессию. Сколько мы знаем примеров, когда учившиеся на двойки и тройки становились знаменитостями! Поэтому еще в школе нужно суметь разглядеть таланты и дать им "зеленый свет", так как наиболее остро стоит вопрос, как складываются судьбы наших учащихся по завершении профессионального образования. Насколько они самостоятельны и независимы? Как складывается их профессиональная и личная жизнь? Этот вопрос приобретает особую актуальность. Получение качественного профессионального образования инвалидами по слуху и трудоустройство по специальности - одна из наиболее болезненных тем. После многочисленных индивидуальных бесед с глухими учащимися замечено - у современных детей несколько "размыто” восприятие такого понятия, как профессия. Если у нынешнего школьника спросить: кем ты хочешь быть? - то он ответит, опираясь не на реальные жизненные наблюдения за работой близких ему людей, а, скорее всего, ориентируясь на картинку с телеэкрана или интернета. Но вряд ли это представление о профессии будет близко к жизни, а, значит, сделанный таким образом профессиональный выбор не станет осознанным и впоследствии приведет к разочарованию, так как молодежь недостаточно осведомлена о тонкостях профессии и характере труда в той или иной отрасли хозяйства. Ученики смогли назвать малое количество специальностей, которыми, по их мнению, могут овладеть глухие, хотя в настоящее время фактически есть намного больший перечень профессий, которые по силам хорошо подготовленным юношам и девушкам. Поэтому недостаточная осведомленность о возможностях и перспективах дальнейшего роста отрицательно сказывается на жизненных планах школьников. Об этом написано в моей статье "Выпускник - забота общая” (газета "Наше життя” №7 от 25 февраля 2011г.). К сожалению, ничего позитивного за прошедшее время почти не произошло. Поэтому для глухих выпускников выбор будущей профессии становится все сложнее. Ведь рынок труда продолжает пополняться новыми замысловатыми названиями специальностей. От такого изобилия у слышащих абитуриентов голова идет кругом, а глухим большинство специальностей недоступно. Это значит, что сложности с выбором подходящей профессии для глухого выпускника возникают на почве слабой работы по профориентации. Можно сказать, что профориентация проходит стихийно. Поэтому так важно показать старшекласснику или выпускнику школы возможности профессионального роста и становления, которые существуют в регионе, научить позиционировать себя на рынке труда. Свобода в выборе будущей профессии - один из важнейших аспектов. Этим принципом стоит руководствоваться учителям и родителям, которые пытаются всячески советовать, а порой настаивать, какую профессию избрать их чаду. Главное, чтобы все помогли ребенку понять, чего он на самом деле хочет, но ни в коем случае не заставляли его заниматься нелюбимым делом. Это может сломать ребенку жизнь, вызвать депрессию. И даже в том случае, если молодой человек морально силен, находит в себе силы и решается на то, чтобы переучиться на другую специальность, такой неправильный выбор отнимает у него несколько лет. Зачем же тратить время и усилия впустую? Кроме того, людям, которые пошли учиться по навязанной специальности, психологически сложно и в дальнейшем. А ведь работа в нашей жизни занимает огромное место. И вот здесь получается, что большая часть жизни не приносит удовольствия. "Призвание - это такая штука, которую порой сразу определить невозможно. У некоторых людей она раскрывается с годами. Но в любом случае нужно попытаться понять, к чему ты больше склонен, чего хочешь. Здесь будет уместна и важна помощь родителей и учителей”, - говорят психологи. Особенно важна такая помощь для глухих ребят из регионов. Ведь, как ни странно бы это звучало, на фоне безработицы наблюдается достаточно острый дефицит квалифицированных рабочих, особенно на предприятиях УТОГ. Здесь нужно активно использовать всевозможные формы профориентации глухих школьников. Хотя постоянно ведутся наборы в профцентры по различным профессиям, к сожалению, после окончания учебы выпускники не всегда могут найти работу по своим специальностям. Неудивительно, что у нас появилось такое необычное явление, когда выпускники, получив диплом и помыкавшись в безрезультатных поисках работы, вынужденно выбирают для себя путь неквалифицированного рабочего. Найти достойное применение своим способностям удается далеко не каждому. А для людей, имеющих проблему со слухом, социализация ощущается еще более остро. В мире царят стереотипы среди работодателей, которые неохотно принимают на работу людей с инвалидностью. А законодательство Украины о трудоустройстве инвалидов, к сожалению, не совершенное. Поэтому неслышащих из-за коммуникационных проблем не берут на работу, а если и берут, то только уборщицами, дворниками и грузчиками. Есть факты, что многим глухим отказали в работе из-за слуха, несмотря на то, что они имеют дипломы о присвоении квалификации. Так, глухой выпускник К. рассказал мне, что "вместе с классным руководителем предварительно позвонил на предприятие, где его пригласили на собеседование. Но встреча в отделе кадров длилась не больше пяти минут, мне не задали ни одного вопроса о том, что я знаю и умею. Только посмотрели, что я инвалид, и отказали”. Глухие, которые не смогли трудоустроиться из-за слуха, приходят ко мне едва ли не каждый день. И это несмотря на то, что трудовой кодекс запрещает любую дискриминацию, а рядом с отделом кадров висит объявление о наборе нужных специалистов на это предприятие. Есть виды работ, где нужны специальные физические данные, способность и особые требования. Но в данном случае оснований для отказа нашему выпускнику не было - он абсолютно трудоспособный человек. На предприятиях УТОГ постоянно создаются рабочие места, но молодежь не желает идти работать туда из-за малой зарплаты и постоянных простоев. И сегодня, получив диплом, молодежь идет работать не по профессии, а туда, где больше платят. В нашей области есть много молодежи с нарушениями слуха, которая проживает в сельской местности. Если в городе можно получить образование, профессию и работу, то жилплощадь приобрести нет возможности. Поэтому молодежь возвращается в село к родителям, где обречена на одиночество. И еще инвалидам по слуху, как правило, предлагают неквалифицированную и низкооплачиваемую работу, которая их не устраивает, или совсем не подходит по различным причинам. Даже устанавливается необоснованное ограничение по состоянию здоровья. Существует перечень профессий, где справедливо предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья, но в то же время многие положения носят явно дискриминационный характер. Есть такие факты, которые указывают на то, что согласно приказам МОЗ, запрещают глухим работать столярами, токарями на станках. Ведь глухие десятки лет работали на станках, и вдруг запретили им работать по медицинским соображениям. Это уже является дискриминацией. Надеемся на устранение этих ограничений. Также глухие сталкиваются с ограничениями по медицинским рекомендациям, которые содержат противопоказания по различным видам труда. К сожалению, эти ограничения составляют неквалифицированно, формально. Они, как правило, имеют ограничительный характер. Отсюда нередко получается, что эти заключения не способствуют, а препятствуют трудоустройству инвалидов по слуху. К сожалению, для многих выпускников основным камнем преткновения в получении работы оказывается отсутствие опыта работы. Нет опыта - нет работы. Но, не работая, трудно приобрести опыт. Круг замыкается. Где выход? Из многих выпускников трудоспособного возраста работает лишь малая часть. Причем, трудятся не там, где хотели бы, а там, где получилось. Приведу такой печальный факт: медицинский колледж на протяжении многих лет выпускал несчетное количество специалистов - зубных техников. По этой специальности единицы из них работают. А остальные выпускники свои дипломы, образно говоря, "законсервировали”. Итак, в современных условиях мало просто дать глухому школьнику образование. Гораздо важнее научить его делать осознанный выбор, быть востребованным в обществе и самореализованным, а это не просто. В том числе и в трудоустройстве. Иначе дело жизни, выбранное в дань моде или по картинке из телеэкрана, обернется напрасно потраченными усилиями, средствами и, что еще хуже, потерянным временем. Повторяю еще раз, что нельзя забывать, что уже ощущается острая проблема, связанная с реальной перспективой увеличения безработицы среди даже квалифицированных глухих рабочих. Распространяется так называемая "скрытая" безработица. То есть эти глухие, по различным причинам не успевшие зарегистрироваться в Центре занятости, становятся безработными без права получения госпособий. Без работы, без цели и перспективы они деградируют. Поэтому необходимо много внимания уделять профессиональной работе с глухой молодежью, популяризации рабочих профессий, мотивации учащихся к получению профессий и специальностей, актуальных на современном рынке труда. Особенно нужно выявлять творческий потенциал у неслышащей молодежи, который позволяет ей заранее готовиться к определенной профессии и тем самым повышать в будущем свою конкурентоспособность. Также необходимо уберечь ребенка от неправильного выбора, который он может сделать только лишь потому, что ему нравится учитель, преподающий данный предмет, или он боится возражать родителям, которые его видят юристом или зубным техником, или же он просто пока не осознает, к чему у него лежит душа. Думаю, что к вопросам выбора профессии нужно подключать и потенциальных работодателей, руководителей предприятий и учреждений. Желательно заключать с ними договора и готовить специалиста для конкретного рабочего места. Это избавит выпускника от необходимости поисков работы по специальности. Нужно давать школьникам представление о том, какие профессии сейчас нужны, потому что старшеклассник в силу своего возраста еще не способен сделать осознанный выбор. Надеемся, что "осыпаются листья случайностей, обнажается ствол естества” (И.Исаев "Грамматика жизни”, стр.171, изд."Загрей”, Москва, 2006 г.). На днях принят ряд важных и долгожданных документов. Вышло распоряжение Кабинета Министров Украины о содействии общественным организациям инвалидов в их деятельности. Надеемся на лучшее. Мы, учителя СВСШ №23, тесно сотрудничаем с профцентром №2. Общими усилиями учителей Центра и нашей школы мы стараемся научить учащихся такой профессии, которая позволила бы им реализовать свои творческие способности. Становясь мастерами своего дела, учащиеся обретают уверенность в себе, чувство независимости, видят новые перспективы в своей жизни. Мы очень благодарны работникам ПТО №2 за то, что они принимают близко к сердцу проблемы глухих учащихся и всячески стараются помочь им. Но, к сожалению, многие профцентры не стремятся сотрудничать с нами, проявляют безразличие к вопросам профориентации инвалидов. Необходимо помочь им понять важность этой проблемы для общества. Качественное профессиональное образование, совпадающее со способностями и призванием учащегося, является залогом личностного и профессионального роста, достойного жизненного уровня. И тогда удается на перепутье жизненных дорог обрести свой кусочек счастья - хорошую работу.
В.Ковтун, член ОНП, учитель истории СВСШ №23 г.Харьков
|