Понеділок, 02.12.2024, 12:21
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [139]
Законодавство [73]
Сурдопедагогіка [115]
Освіта глухих [192]
Освіта України [57]
Освіта за кордоном [21]
Медицина [15]
Консультація [18]
Країна глухих [80]
Адміністратор сайту [8]
Пошук
Вхід на сайт
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

hit counter
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Жовтень » 12 » История глухих зубных техников
14:38
История глухих зубных техников
Кто знает про день зубного техника-25 июля 2013 года? Кажется, никто, тем более из самих зубных техников.
Зубных техников часто путают с зубными врачами, зубодёрами, зубодралами, одонтологами и даже стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом.
Таким образом, стоматолог осуществляет клинические этапы лечения, а зубной техник - лабораторные. Совместными усилиями они добиваются высокого качества стоматологической помощи.
Для глухого зубного техника необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Подобная работа достаточно монотонна, поэтому для глухого специалиста желательна психоэмоциональная устойчивость. Поскольку функционально зубной техник является исполнителем распоряжений стоматолога-ортопеда, то он свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно, от начала и до конца и за неё отвечает. Минусом профессии может считаться только то, что при изготовлении протезов приходится вдыхать множество химических веществ. Они вредны для здоровья и часто служат источником аллергий.
День зубного техника отмечается ежегодно 25 июля (с 2008 года?), зубного врача - 6 марта, стоматолога - 9 февраля. Хотя эти дни - сравнительно молодые профессиональные праздники, но их корни уходили ещё в далёкие тысячелетия до н.э. Первые зубные протезы появились в 9-м веке до н.э. в Китае, Египте, Греции, Италии.
Царь Пётр Великий (1672-1725) заложил основы отечественного научного зубоврачевания и являлся первым русским зубным врачом Всея Руси.
В 18 веке начинается совершенствование зубного протезирования. Появляются полные съёмные протезы, которые уже отвечают не только косметическим, но и некоторым функциональным требованиям. Зубопротезирование наряду с зубоврачеванием становится медицинской дисциплиной.
В 1810 году на территории России впервые звание "зубной лекарь” было законодательно утверждено. Благодаря открытию специальных училищ глухонемых на Прибалтике, в Украине, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Одессе и других городах Российской империи появилась прослойка прогрессивно мыслящих и грамотных глухих людей, из которых вышли частнопрактикующие зубные техники-протезисты-лаборанты. Эти зубные "ремесленники" под руководством зубных врачей осваивались ручные приёмы изготовления зубных протезов и отличались узким практицизмом.
С 1847 года они наряду с другими впервые научились изготовлять базис съёмного протеза из каучука вместо золота, а с 1859 - из целлулоида. На протезах ставились человеческие или фарфоровые зубы.
Первая зубопротезная школа открылась в Петербурге в 1881 году. В ней могли обучаться единицы из числа состоятельных глухих по родственным связям. Ярким представителем этого поколения являлся глухой техник Герчиков Маркус Гиршович, работавший в Симферополе. Он не был одинок, с ним работали глухие коллеги. Об этом говорит тот факт того, что в 1916 году петроградская газета "Мир глухонемых" поместила объявление о том, что требуются глухонемые зубные техники на работу с золотом и каучуком в зубопротезной лаборатории города Симферополя.
До Октябрьской революции 1917 года глухие зубные техники пользовались только импортными материалами и искусственными фарфоровыми зубами, опираясь на опыт зарубежных зубных дантистов. Их служба была частным делом. Впоследствии зубной техник М. Герчиков был избран делегатом Первого Всероссийского съезда глухонемых, который в Москве состоялся с 17 по 22 июля 1917 года в помещении Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых на Донской улице, д.49. Он был в числе 36 делегатов от разных губернских и городских организаций глухонемых России. Зубоврачебная подсекция Наркомздрава РСФСР не раз ставила вопрос об организации подготовки зубных техников.
В 1919 г. было решено зуботехнические кадры в стране готовить в зуботехнических школах, где было введено изучение анатомии, химии, физики, металлургии и протезной техники. В конце 1919 г. Зубоврачебная подсекция и коллегия Наркомздрава РСФСР утвердили "Права и обязанности зубных техников".
В 1920 г. были открыты зуботехнические школы в Саратове, Ленинграде, Одессе и ряде других городов страны. Программа преподавания была рассчитана на два с половиной года обучения. В циркулярах Наркомздрава от 2 января 1924 г. и от 11 января 1926 г. для подготовки зуботехнических кадров предусматривалось создание учебных заведений нового типа.
В советский период сложились школы зубопротезной стоматологии: московская, ленинградская, казанская, калининская (ныне тверская), смоленская, сталинградская (ныне волгоградская), пермская, ставропольская.
В 1924 г. был образован Ленинградский зубопротезный техникум при Центральной зубоврачебной лаборатории, в его состав влился Московский зубопротезный техникум. Ликвидирован в 1934 г.
На совещании Всероссийского Объединения глухонемых (ВОГ), состоявшемся 25-30 января 1929 года в Москве, выступил представитель Наркомпроса РСФСР Почанин с докладом, в котором указано проработать вопрос "об устройстве окончивших специальные школы в качестве учеников зубоврачебных техникумов".
28 мая 1929 года вышло Постановление Коллегии Наркомпроса "Об усилении работы с глухонемыми и оглохшими", где говорилось, в частности, о необходимости проработать вопрос об организации с 1929-1930 годов при 1-м Московском или Ленинградском институте глухонемых "курсов по подготовке зубоврачебных техников из окончивших специальные школы глухонемых". В этом деле свою роль сыграли известные личности Н.К.Крупская и А.В.Луначарский, ставший затем Почётным членом ВОГ.
Кроме такой формы подготовки зубных техников, существовала и иная. В 1929 г. в Харькове, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Орехово-Зуеве и ряде других городов были созданы опытно-показательные зуботехнические курсы. Продолжительность обучения на них была два года. В марте 1931 г. состоялся первый выпуск зубных техников во Всеукра¬инском зубопротезном техникуме в Одессе.
Главными вопросами для зуботехнических работников того вре¬мени были вопросы о правах и обязанностях зубных техников, реор¬ганизации работы зуботехнических лабораторий, оплаты труда, разделения труда. Эти проблемы были разрешены лишь в 1930-х годах.
В 1930-х годах появились первые фарфоровые зубы отечественного производства. Изготовление фарфоровых зубов было освоено на фарфоровом заводе имени Ломоносова в Ленинграде. На базе отдельного цеха этого завода по изготовлению фарфоровых зубов в дальнейшем был создан завод зубоврачебных материалов. Любопытно, что Всероссийское Общество глухонемых уже в 1937 году имело Московский фарфоровый (керамический) завод "Заря Октября" в качестве учебно-производственной мастерской, где глухонемые работали в сортировочном цехе. Но вскоре ВОГ передал государству этот завод, на базе которого был организован Научно-исследовательский институт керамики.
В 1934 году журнал "Жизнь глухонемых" писал, что организован кружок технической учёбы на одной из артелей РСФСР- "24 -я зубопротезная артель врачей", что выявлено и направлено в зубопротезный техникум 22 глухого человека. В 1934 году "при Томском зубоврачебном институте" открывалось "отделение глухонемых", куда принимались "с образованием в объёме 4-летки". При этом в 1934-1935 годах были "созданы ещё две группы глухих рабфаковцев и зубных техников при Томском стоматологическом институте". Эти группы выпустили 8 инженеров и 25 зубных техников до 1941 года.
В 1935 году в том же Томске 25 глухих студентов обучались на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава. Одновременно в Краснодаре учились 30 глухих студентов на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.
С 1 сентября 1935 года глухие студенты получали стипендию по 75 рублей в месяц и после выхода постановления Правительства СССР от 13 ноября 1935 года ещё 50% надбавки.
С 1935 года начала работать Сталинградская зубоврачебная школа. Вскоре журнал "Жизнь глухонемых" объявил о приёме глухонемых учащихся на обучение специальности зубного техника в Сталинградском зубопротезном техникуме.
В 1936 г. вышло постановление СНК СССР "О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров”.
8 сентября 1936 года газета Ленинградского облотдела ВОГ (издавалась с 1934 по 1937 г.) "Ударник" №13 сообщала о том, что "получено согласие" Наркомздрава о реорганизации 2-го отделения глухонемых в зубоврачебном техникуме на 20 человек. При этом глухонемые студенты обучались с отрывом от производства. Именно с этого года подготовка глухих зубных техников проводилась в зуботехнических двухгодичных школах; выпускники спецшколы глухонемых должны были иметь 7 классов образования.
После Великой Отечественной войны зуботехнические школы были переданы в ведение министерств здравоохранения союзных республик. Изменилась организационная структура школ, и они превратились в самостоятельные медицинские учебные заведения, в которых при каждой школе было зуботехническое отделение, что обеспечивало планомерную подготовку зуботехнических кадров. Срок обучения на зуботехнических отделениях составлял 2 года на основе 7-классного образования средней школы.
В последующие годы подготовка зуботехнических кадров велась на зуботехнических отделениях зубоврачебных школ (Москва, Ленинград, Одесса, Калинин, Харьков, Киев, Томск, Тбилиси, Рига, Ташкент, Смоленск...), а позднее на зуботехнических отделениях при медицинских училищах. Так, на зуботехническом отделении при Пятигорском медицинском училище ( ныне Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах) с 1966 года за три года обучения стали готовить зубных техников из числа глухих. Любопытно, что 20 октября 1914 года, в Ставрополе были организованы курсы сестёр милосердия, на базе которых с 1934 года открыты отделения зубных врачей и зубных техников, затем в 1937 году школа со всем контингентом учащихся, коллективом преподавателей и оборудованием из Ставрополя была переведена в Пятигорск (там же на зубного техника обучались единицы из числа глухих) и с 1954 г. реорганизована в Пятигорское медицинское училище. Так, с 1966 года проводился первый набор глухих и слабослышащих на зуботехническое отделение. Вот около полвека обучаются глухие по специальности "стоматология ортопедическая" в этом учебном заведении, которому в 2014 году исполнится 100 лет!
В подготовке зуботехнических кадров огромное значение сыграло постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г. "О мерах по улучшению стоматологической помощи населению”, в котором предусматривалось увеличение приёма учащихся на зуботехнические отделения.
С сентября 1964 г. оплата труда зубных техников, полировщиков и литейщиков в учреждениях, находящихся на госу¬дарственном бюджете, производилась по сдельно-премиальной системе.
В 1969 г. во вторую группу для глухих Пятигорского медучилища на 30 место было подано 165 заявлений.10 из 30 мест предоставили отличникам, в числе которых был автор этих строк, а 5 мест - преимуществам для рабочих с стажем труда. Таким образом, конкурс - 11 человек на место.
С 1978 года в Херсонском медицинском колледже при его возрасте 140 лет осуществлялась подготовка глухих студентов по специальности зубного техника и по 2012 год было выпущено около 1000 глухих специалистов.
В 1981 г. Московское медучилище № 1 открыло специальную группу из 20 выпускников московских школ-интернатов для глухих детей для обучения по зуботехнической специальности.
Пензенский медицинский колледж, основанный в 1868 году, открыл зуботехническое отделение для глухих.
В 2005 году зуботехническое отделение Астраханского медицинского колледжа окончили 2 слабослышащего.
В ноябре 2011 года Пензенский базовый медколледж получил от американской фирмы "DRG International" современный учебный термопресс для изготовления зубных протезов. Русское дворянское собрание в Нью-Йорке выделило 5 тыс. долларов на приобретение термопресса. Это спецоборудование используется для обучения глухих студентов. В Пензе на 4 курсах обучаются около 70 глухих студентов, приезжавших из разных уголков России (Калининград, Чита...).
В Амурском медицинском колледже учатся 10 глухих и слабослышащих. Через два года одни станут лаборантами, другие зубными техниками.
Профессиональное обучение глухих граждан России по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения России:
-Пензенский базовый медицинский колледж;
-Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах;
-Башкирский медицинский колледж;
-Владивостокский базовый медицинский колледж;
-Уссурийский базовый медицинский колледж;
-Московский медицинский колледж при ЦКБ им.Н.А.Семашко;
-Московский областной медицинский колледж;
-Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;
-Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию” Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва).
К 2000 г. в стране насчитывалось 22 000 слышащих зубных техников вместе с глухими. В настоящее время в Астраханской области работают 7 глухих зубных техников и один глухой медицинский лабораторный техник.
Замминистра здравоохранения РФ Игорь Каграманян представил доклад о кадровой ситуации в России со средним медицинским персоналом. По оценкам чиновника, при рекомендованной во всем мире норме соотношения числа врачей и работников со средним медицинским образованием 1:4-1:5 в России на одного врача приходится только 2,13 человека со средним медицинским образованием. И эта пропорция с каждым годом только снижается. С 2000 года число медсестёр, зубных техников, акушеров и лаборантов упало с 96,9 человек на 10 тысяч населения до 92,4. При этом число врачей за эти же 12 лет только выросло: с 42,2 человек на 10 тысяч населения до 44. По этим показателям Россия занимает место между Финляндией и Великобританией.
Для успешной работы зубным техником нужно иметь обширный опыт изготовления зубных протезов с использованием разнообразных современных материалов, а также умение достигать взаимопонимания и идти на компромиссы со старшим по статусу коллегой - врачом-ортопедом для достижения наилучшего результата. В случае неудачного протезирования и необходимости переделки протеза или имплантата все расходы зубной техник берёт на себя. Поэтому зубному технику необходимо быть пунктуальным в работе, предельно внимательным при изготовлении протезов и имплантатов, учесть пожелания клиента и рекомендация врача, уметь быстро ориентироваться и принимать правильные решения. Современное зубопротезирование в стоматологии не стоит на месте. Это постоянный поиск новых материалов и технологий на основе биосовместимости. Итак, поздравляю всех зубных техников с профессиональным праздником и желаю новых достижений в работе и в жизни.

Гусев В.М., зубной техник, отличник здравоохранения России, отличник ВОГ.
Категорія: Освіта за кордоном | Переглядів: 1951 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/2
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2024