П`ятниця, 28.07.2017, 03:33
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [73]
Законодавство [40]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [127]
Освіта України [44]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [9]
Консультація [15]
Країна глухих [54]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Липень » 12 » История организации школьного обучения инвалидов по слуху в г.Одессе и Одесской области
20:42
История организации школьного обучения инвалидов по слуху в г.Одессе и Одесской области

По состоянию на 1 января 2000 года в г.Одессе и Одесской области имеются 3 школы-интерната - Одесская школа-интернат №91 для глухих детей, школа-интернат № 97 для слабослышащих детей и Болградская школа-интернат для глухих детей, Одесский специальный детский сад №113 и вечерняя школа рабочей молодежи №19.
Все эти учебные заведения созданы давно, и за время своего существования дали знания и путевку в жизнь многим молодым людям, частично или полностью лишенным слуха. А вот истории создания и работы этих учебных заведений фактически нет, и нужно сказать спасибо Центральному правлению УТОГ за проведение I Всеукраинской конференции по вопросу "Истории обучения глухих в Украине”.
Мне пришлось по крупицам собирать материалы об этих учебных заведениях, но так как времени отведено недостаточно, чтобы можно было изложить сведения о каждом из них, я расскажу только об Одесской школе-интернате №91. Эту школу я закончила в 1953 году.
Школа-интернат №91 - одна из первых школ для глухих в царской России и одна из старейших в Украине. В "Энциклопедическом словаре”, изданном в 1893 году, в разделе "Глухонемота и глухота”, написано, что в г.Одессе учебное заведение для глухих основано в 1843 году и имело двух учителей и 26 учеников. Основатель школы, Григорий Александрович Гурцов (1778-1858гг.), серб по национальности, был турецким подданным. В Россию он приехал из Бухареста и поступил на работу воспитателем в Санкт-Петербургское училище глухонемых, а в 1823 году приступил к обязанностям директора этого учебного заведения. Георгий Александрович обогатил теорию и практику обучения глухих. Его система нравственного воспитания и дидактика первоначального обучения использовалась в процессе обучения глухих. Будучи директором, он все свои усилия, в первую очередь, направил на изменение существующего Устава училища, утвержденного еще в 1810 г.
Опираясь на новый Устав, Григорий Александрович надеялся привести в порядок организацию работы училища, регламентировать приемный возраст воспитанников, внести изменения в объем знаний, время обучения и присвоения некоторых прав по труду для успевающих в нем глухонемых учеников.
Устав был утвержден и вступил в действие в 1835 году. В него, помимо прочего, было внесено такое новое положение - организация при училище особого отделения для "полуглухих детей”. Эта мысль, принадлежавшая замечательному сурдопедагогу Виктору Ивановичу Флери (1800-1856), диктовалась жизнью и объяснялась разнородным составом детей. Учителя видели, что оглохшим и тугоухим детям можно дать в более короткий срок больший объем знаний, если их отделить от глухонемых детей.
Г.А.Гурцов устранил разделение учащихся на "благородных” и "неблагородных”, на "богатых” и "бедных”. Учебный план, введенный новым Уставом в 1853 году, содержал в себе такие предметы: Закон Божий, языки русский и французский, история и география, арифметика и начало геометрии, полезные познания о разных случаях гражданской жизни, естественной истории и физике, чистописание, черчение и рисование, танцы и гимнастика, ремесла и рукоделие. Кроме того, некоторые ученики продолжали заниматься латинским языком.
Я специально привела эти факты из книги А.Г.Басовой "История обучения глухонемых” (под редакцией профессора Ф.А.Рау, 1940 год издания, г.Москва), чтобы нынешнее руководство Министерства образования Украины задумалось, почему даже в дореволюционное время такие педагоги как В.И.Флери и ГА.Гурцов не боялись вводить в программу обучения глухих иностранный язык, а главное - чтобы напомнить, что еще тогда в учебных программах специальных заведений для глухонемых основное внимание уделялось гармоничному развитию личности, разумному сочетанию необходимых знаний с трудовыми навыками.
Большой заслугой Г.А.Гурцова было издание им "Энциклопедического курса” из 10 книг. Он состоял из методических и практических уроков, составленных из кратких назидательных фраз, приспособленных к жестовому языку глухих. Насколько Гурцову было тяжело работать и вести борьбу с установившимися порядками, видно из того, что в 1838 году ему пришлось оставить место директора Петербургского училища.
В 1840 году он приезжает в Одессу, где в 1843 году основывает школу для глухих детей. Вот что опубликовано в журнале "Духовная жизнь и народное образование” за 1890 год, стр.648 (из архива библиотеки исторического факультета): "В начале сороковых годов переселился в Одессу, вследствие расстройства здоровья и по домашним обстоятельствам, бывший директор Петербургского института Г.Гурцов. В скором времени он начал хлопотать об открытии в Одессе подобного же заведения, на что, по ходатайству графа Воронцова, и последовало (26 июня 1843 года) Высочайшее соизволение". А далее училище состоит в ведении Совета Одесского отделения попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны, о чем говорит и утвержденная на заседании Совета 22 ноября 1906 года "Инструкция для служащих в Одесском училище глухонемых”.
Первое здание школы было расположено возле моря, в районе сегодняшнего парка имени Тараса Шевченко. Позже школа находилась в Староконном переулке, а с 1970 года - на 2-й станции Большого Фонтана, ул.Репина, 1.
Вот список директоров Одесской школы-интерната №91 со дня ее основания и до нашего времени:
с 1843 года - Гурцов Георгий Александрович;
с 1896 года - Миткевич (имя и отчество не сохранились);
с 1904 года - Тимофеев (имя и отчество не сохранились);
1912—1939 годы - Сафонова Елена Александровна;
1939—1941 гг. - Кушнир Нина Абрамовна (погибла в 1941 году);
1944—1946 гг. - Сафонова Елена Александровна;
1946—1949 гг. - Немировская Берта Яковлевна;
1949—1955 гг. - Федченко Захарий Терентьевич;
1956—1968 гг. - Гаврилов Петр Ильич;
1969—1971 гг. - Кулагин Василий Прокофьевич;
1972—1982 гг. - Селина Людмила Аркадьевна;
с 1983 года по настоящее время - Малий Виктор Николаевич.
Мы приехали в Одессу из Грузии в 1944 году, когда моего отца перевели в Одесский военный округ, а в 1945 году я поступила в начальную школу №16. Но вскоре заболела и потеряла слух. На следующий год меня устроили в школу-интернат №91. Школа находилась в Староконном переулке, а жили мы на Пироговской улице, и мне каждый день приходилось ехать в школу через весь город. Помню, как тепло меня встретила завуч школы Елена Александровна Сафонова. Мне повезло - я попала в класс лучшего сурдопедагога Серафимы Эдуардовны Утцель. Учиться мне было легко, так как я хорошо читала и писала. Узнав об этом и видя, что я уже овладела жестовой речью, которая была в школе основным средством общения, обучения и воспитания, Елена Александровна поручила мне каждый вторник на пионерской линейке читать на жестовом языке газету "Пионерская правда”. Сколько лет я училась в школе и не помню, чтобы запрещали жестовую речь! Видно, нам повезло, потому что тогда в Одесской школе работали талантливейшие сурдопедагоги: Сафонова Елена Александровна, награжденная орденом Ленина, Соколянская Елена Васильевна, Утцель Серафима Эдуардовна, Петрова Ольга Николаевна. Все они закончили Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, всю свою жизнь посвятили обучению глухих и свободно говорили с нами на жестовом языке. Помню, как все шалуны боялись, когда их стыдила Елена Александровна. Она много не говорила - подойдет и скажет жестом: "Как не стыдно, ай-ай, большой, а не понимаешь”. До слез доводила эта фраза, а хуже всего было, если Елена Александровна, вся седая, с орденом Ленина на груди, так строго посмотрит - это уже была самая сильная мера наказания. Любили Елену Александровну все! Вот что вспоминает о ней Мария Степановна Кадушина, сурдопедагог с 56-летним стажем, заслуженный учитель УССР (это звание присвоено ей в 1968 году):
"В 1940-41 учебном году началась моя педагогическая работа в спецшколе-интернате для глухонемых детей в г.Одессе. Директором этой школы тогда была Кушнир Нина Абрамовна - добрейшей души человек, любящая свою работу и детей. В сентябре 1941 года во время бомбежки она погибла.
В 91-й школе мне посчастливилось работать с замечательными сурдопедагогами, мастерами своего дела - учителями учителей. Серафима Эдуардовна Утцель - заслуженная учительница, прекрасный мастер своего дела Елена Васильевна Соколянская, замечательный сурдопедагог Ольга Николаевна Петрова, кавалер ордена Лени¬на Елена Александровна Сафонова. Все они посвятили свою жизнь воспитанию и обучению глухих детей.
В сентябре 1941 года я эвакуировалась со школой в Казахстан, а после освобождения Одессы от немецких оккупантов, по вызову ОблОНО, возвратилась в Одессу на прежнее место работы.
Мне довелось работать в одном коллективе с учителями, знающими и любящими свою профессию. Но неизгладимое впечатление осталось на всю жизнь о Елене Александровне Сафоновой. Ее незаурядная личность была примером для подражания во всей моей жизни и работе. Весь коллектив школы относился к ней с глубоким уважением и искренней любовью. За гуманизм, педагогическое мастерство, высокую культуру, необыкновенную душевность ее называли в кол¬лективе «ангелом во плоти”.
Мне очень приятно писать воспоминания об этом прекрасном человеке. Я знала Е.Л.Сафонову 20 лет. Ее сердечность, доброта, необыкновенная душевность была открыта для всех, кто ее знал, кто с ней работал.
Хочу начать с того времени, когда началась ее сознательная жизнь. Она родилась в 1884 году в дворянской семье петербургского художника-баталиста. Ее мама была балериной Петербургского оперного театра. Хорошее, гуманное воспитание, интерес к искусству, литературе воспитали родители у своей дочери. Когда она подросла, ее отдали в одно из лучших женских учебных заведений - Смольный институт (Институт благородных девиц). В этом институте в свое время работал К.Д.Ушинский. Идеи гуманизма прочно поддерживались и после него. Картины передвижников, поэзия Некрасова, Лермонтова, Пушкина, романы Тургенева, Толстого, страстные произведения Горького - будили ум, звали к подвигу. 19-летняя девушка решила быть там, где труднее всего. В 1903 году она поступила на двухгодичные курсы попечительства глухих (Санкт-Петербург). В годы первой русской революции она учительствует в Петербурге. Ее манит туда, где непочатый край работы. Несколько лет она работает в Петербургском училище глухонемых. Затем она едет в Париж и Дрезден для изучения новых методов обучения глухих. Она владела не только русским языком, но в совершенстве - французским и немецким.
И вот с 1914 года Елена Александровна работает в Одесской спецшколе №91 для глухих детей.
Сорок четыре года жизни она посвятила воспитанию и обучению глухонемых. Все годы работы в Одесской школе она была бессменным завучем, учила и воспитывала учителей и учащихся. Награждена орденом Ленина и званием "Заслуженный учитель УССР”.
Сейчас Мария Степановна Кадушина, несмотря на свой преклонный возраст, работает в Одесской вечерней школе №19 преподавателем русского языка и литературы.
Неизгладимое впечатление на меня произвел директор школы-интерната №91 Федченко Захарий Терентьевич. Он был и директором школы, и преподавателем истории. Именно благодаря ему я выбрала специальность историка и поступила на исторический факультет Одесского государственного университета им. Мечникова. Это Захарий Терентьевич заворожил меня своим предметом. О, как он читал историю! Перед нами проходили, как в сказке, величайшие страницы истории Отечества. Как он красиво говорил о Петре Первом. До сих пор помню: "Гением Петра Россия возведена из небытия в бытие, его могучая воля стала могучей волей России”. Мы слушали, разинув рты, а когда раздавался звонок, огорчались и с нетерпением ждали очередного урока истории. Захарий Терентьевич любил рассказывать и о географических открытиях. На одной из самых высоких вершин Памира есть ледник, который носит имя его дяди - А.П.Федченко.
Это о нем, наверное, сказал замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский: "Не методика, не учебники, а личность и только личность учителя воспитывает учеников”.
С директором Кулагиным Василием Трофимовичем меня связывают воспоминания о строительстве нового корпуса школы №91. Именно благодаря ходатайству президиума областной организации УТОГ президиум Центрального правления Общества выделил средства на строительство школы. А потом начались мои совместные с В.Т.Кулагиным хождения в горисполком, в строительные организации, и мне приятно, что есть и наша заслуга в том, что новые здания школы-интерната №91 и Одесской областной организации УТОГ считаются одними из самых красивых в Одессе.
В 1944 году в Одессе была одна школа для глухих и слабослышащих, и только в 1949 году из "моей” 91-й школы часть учащихся перевели в другое здание. Так создали школу-интернат №97 для слабослышащих детей с углубленной программой обучения - о чем мечтал В.И.Флери у истоков сурдопедагогики в начале XIX века.
Я обучалась вместе со слабослышащими с 1946 по 1949 год, сдружилась со многими учащимися, и расставаться с ними было трудно. Было даже высказано предложение, что, поскольку я по общему и речевому развитию намного опережаю своих глухих сверстников, то должна учиться в 97-й школе, вместе с детьми, имеющими значительные остатки слуха. Но не могла я оставить Елену Александровну Сафонову и своих любимых учителей. Немаловажное значение имело и полное отсутствие у меня слуха. Выбор был сделан - я осталась в своей родной 91-й школе, где проучилась до выпускного класса.
Хотелось бы рассказать и о реабилитационном центре, построенном в 1995 году на территории школы №91, и о новых достижениях в сурдопедагогике, но это уже отдельная тема.

Семенова В.И., почетный член УТОГ, председатель Одесской областной организации УТОГ, учитель истории (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

Категорія: Освіта глухих | Переглядів: 776 | Додав: jurist | Рейтинг: 3.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017