Последующие контакты с выпускниками показали, что они в процессе получения дальнейшего образования испытывают определенные общие трудности, а именно: -недостаточные, по сравнению с выпускниками общеобразовательных школ общего типа, знания, умения и навыки по целому ряду предметов школьной программы; -недостаточные, по сравнению с выпускниками общеобразовательных школ общего типа, знания, умения и навыки по информатике и информационным технологиям у выпускников наших Курсов и полное их отсутствие у других выпускников; -недостаточные, по сравнению с выпускниками общеобразовательных школ общего типа, умения и навыки абстрактного мышления, памяти, логики, анализа, а также способности обобщать и делать выводы и умозаключения. Дети с особенностями слуха, обучающиеся в современной школе, обладают более высоким уровнем развития речи и познавательной деятельности, чем в предшествующие годы. Однако в соответствии с теми изменениями, которые произошли в среднем образовании, новые программы предъявляют высокие требования к речевому и умственному развитию таких учащихся. Поэтому становится необходимым поиск резервов психического развития школьников с нарушениями слуха и путей использования этих резервов в обучении. Анализ ситуации с образованием детей с особыми образовательными потребностями указанного типа и существующей учебно-методической литературы для них выявил следующее: 1.Особенности развития и образовательные потребности у учащихся с нарушениями слуха значительно отличаются от имеющихся у учащихся обычных школ и, многие знания, умения и навыки, в отличие от учащихся школ общего типа, требуют специального, порой длительного обучения и развития; 2.Само развитие мышления достигается при специальном обучении "мыслить обратимо и устанавливать логические отношения между объектами мысли", что доказано работами Ф.Ф.Рау, Т.В.Розановой, Н.В.Яшкова; 3.Словарная работа на уроках развития речи по информатике и вычислительной технике в специализированных общеобразовательных школах для таких детей начиналась в 11-12 классах, тогда как у слышащих детей эти знания, а также многие умения и навыки становятся частью жизненного опыта уже в среднем, а, часто, и в младшем школьном возрасте; 4.С 2005 учебного года новая учебная Программа предполагает изучение информатики в специальных общеобразовательных школах в 12-м классе (1 час в неделю), однако, как и по другим предметам для старших классов, это Программа для общеобразовательных школ общего типа, не учитывающая особенности развития и особые образовательные потребности учащихся с особенностями слуха; 5.Усвоение школьной программы в неполном объеме в силу своих особенностей развития и неприспособленности Программ к особым образовательным потребностям учащихся с особенностями слуха, очень затрудняет получение ими дальнейшего образования и современных профессий и указывает на назревшую необходимость в переработке школьных Программ для соответствующих специальных школ, с учетом особенностей и возможностей учащихся. Повсеместное использование новых информационных технологий и компьютерной техники требует все более разнообразных знаний, умений и навыков по информатике и вычислительной технике и определенного образа мышления. Это побуждает все в более раннем возрасте начинать изучение информатики в общеобразовательных школах общего типа. Начав с курса информатики в 9-11 классах, школы перешли на обучение в 7-9. В некоторых из них обучение начинают уже с 5 класса. Есть также курс для 1-11. Чем раньше начинают, тем больше времени и возможностей для общего развития и для приобретения большего количества и более прочного усвоения знаний умений и навыков у детей. Эта же тенденция в отношении к компьютерной грамотности видна и у учащихся с нарушениями слуха. Если в 2001-2002 годах на курсах "Операторов компьютерного набора” учились учащиеся выпускных классов, то в 2003-2004 годах это были, в основном, учащиеся 9-10 классов, а в 2005 учебном году в группу пришли восьмиклассники. Для того, чтобы более прочно и в большем объеме усваивать новые знания умения и навыки, а также развивать интеллектуальные возможности в нужных направлениях, основы информатики в объеме, соответствующем возрасту, особенностям развития и специфическим образовательным потребностям, учащимся с особенностями развития слуха можно и нужно начинать уже в средних классах. Для этого мы предлагаем примерную Программу курса основ информатики для 5 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями слуха, составители: ЖелезнякА.В., Гордиенко Т.П., Железняк Н.К. Эта программа развивающе-обучающего курса основ информатики "Шаг в завтра” предназначена для учащихся 5 класса специальных общеобразовательных учебных учреждений для детей с особенностями развития слуха. Курс может изучаться за счет часов вариантной составляющей учебного плана учреждения при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и т.п.). Весь курс рассчитан на 32 часа (при увеличении количества часов на практические работы может изучаться 52 часа). Основной целью изучения курса является ознакомление учащихся с началами информатики и формирования простейших навыков работы с компьютером. Курс является первым этапом 4-годичного комплекса "Шаг в завтра” (основы информатики) для 5-8 классов. Задачи курса - ознакомление с основными принципами работы с компьютером, с правилами поведения и работы в компьютерном классе, с соответствующими возрасту учащихся программными средствами, с использованием компьютера в качестве инструмента учебно-познавательной деятельности. Также в задачи курса входит развитие мышления, памяти, логики и анализа у учащихся. После окончания 4-годичного комплекса основ информатики для 5-8 классов "Шаг в завтра”, учащиеся 9-х классов смогут дальше продолжать обучение информатике по Программам для средних общеобразовательных школ.
Железняк А.В., преподаватель информатики Открытого Таврического колледжа (г.Симферополь) (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)
|