Субота, 23.09.2017, 22:41
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [78]
Законодавство [42]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [144]
Освіта України [46]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [11]
Консультація [15]
Країна глухих [59]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2014 » Лютий » 19 » Концепция развивающе-обучающего курса “Шаг в завтра” (Основы информатики) для пятиклассников с недостатками слуха
19:25
Концепция развивающе-обучающего курса “Шаг в завтра” (Основы информатики) для пятиклассников с недостатками слуха
По данным УТОГ на территории Украины работают 58 специальных общеобразовательных учреждений, где обучаются около 7552 учащихся с недостатками слуха. В Крыму их две: в Симферополе и в Феодосии. Кроме школьных предметов, учащихся обучают и рабочим профессиям, готовя к взрослой жизни. Учащиеся с нарушениями слуха получают в настоящее время более качественное среднее образование и стремятся овладеть профессиями, ранее закрытыми для них. Специальности, которые они получают, не всегда соответствуют их предпочтениям, возможностям и интересам. До 2004 года это были, в основном, рабочие профессии, указанные в существующем с 1966 года перечне профессий для людей с недостатками слуха, которые в настоящее время не соответствуют современному образованию и спросу на специалистов определенных профессий.
В последнее время улучшилась ситуация с получением дальнейшего образования выпускниками специализированных общеобразовательных учреждений. Проблема их профессионального обучения и трудоустройства привлекла внимание государственной администрации. В ряде высших и средних учебных заведений по государственному заказу при содействии ЦП УТОГ были открыты группы для неслышащих студентов. Обучение их проходит в небольших группах (обычно до 10 человек), работающих с помощью сурдопереводчика по программам для обычного контингента студентов. В них не учитываются возможности и особые образовательные потребности учащихся с недостатками слуха. Особенно важной эта проблема становится в наш век информационных технологий, когда профессии, имеющие спрос, предполагают владение компьютерными знаниями, умениями и навыками, до сих пор не входившими в программы специальных общеобразовательных учреждений для такой категории учащихся. На современном этапе развития общества особенно важным является процесс информатизации, внедрение информационных технологий в разнообразные сферы человеческой деятельности. Одним из приоритетных направлений является информатизация образования, поскольку именно образование определяет развитие общества, воспроизводство социальной среды. Современные информационные технологии позволяют выйти на совершенно новый уровень получения и передачи информации, что чрезвычайно важно для учащихся с нарушениями слуха. Благодаря современным информационным технологиям, Интернету перед ними открываются совершенно новые возможности. Уже сейчас многие учащиеся имеют мобильные телефоны с вибрацией и, с помощью SМS, свободно преодолевают существовавшие до этого трудности в общении. Расстояние между собеседниками, наличие или отсутствие у них слуха утрачивают решающее значение. Не нужен посредник в лице сурдопереводчика, приобретается определенная свобода, уверенность в себе, в своих возможностях, изменяется представление о своей личности и месте в обществе, повышается самооценка, что невозможно переоценить, особенно, когда речь идет о социальной адаптации учащихся и выпускников с такими особенностями развития при вступлении во взрослую жизнь. Еще большие возможности открываются при помощи компьютеров. Это и дистанционное обучение, и работа с помощью Интернета, и компьютерная графика и дизайн, и овладение современными профессиями, где компьютер стал частью рабочего места. При этом особенности развития слуха перестают играть решающую роль, быть препятствием в достижении цели. Для всего этого просто нужны знания, умения и навыки работы с современной компьютерной техникой.
К этому готовят учащихся общеобразовательных школ. Информатика, основы работы с вычислительной техникой, специальные технологии стали частью учебных программ общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений практически любого уровня. Невозможно переоценить вклад в процесс формирования продуктивного творческого мышления учащихся в рамках изучения основ информатики и вычислительной техники и в создание разнообразных методических подходов в изучении этого предмета Антипова И.Н., Апатовой Н.В., Бальцюк Н.Б., Бокучава Т.П., Веир С, Верланя А.Ф., Горячева А.В., Джонассен Д., Доулинг К., Ершова А.П., Жалдака М.И., Крылова Е.С., Кузнецова А.А., Касаткина В.Н., Леднева В.С., Макаровой Н.В., Меллар X., Морзе Н.В., Монахова В.М., Нонс Дж., Перехода И.А., Первина Ю.А., Пейперт С., Тур С.Н., Хантер Б. и др.
Также следует отметить то, что адресаты этих курсов с каждым годом становятся все моложе. В Украине существуют и используются Программы по информатике для 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений универсального и физико-математического профилей (авторы - Быков В.Ю. и Руденко В.Д.), рекомендованные Министерством образования и науки Украины 24.12.2004 года. Появление в последние годы учебных заведений нового типа выявило необходимость в более углубленном и прикладном курсе информатики, что нашло отражение в Программе по информатике и программированию для 8-11 классов специализированных школ, гимназий и лицеев (авторы - Голубничая Н.В., Караванова Т.П. и Костюков В.П.). Нормативные документы МОН относительно школьного курса "Информатика" и концепции информатизации образования и общего среднего образования (12-летняя школа) привели к разработке Программы по информатике для 7-9 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы - Жалдак М.И., Морзе Н.В., Науменко И.М.). Также была разработана Программа пропедевтического курса "Введение в информатику” для 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы Морзе Н.В. и Мостипан О.И.). В настоящее время печатается Программа факультативного курса информатики для 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Это показывает, что информатика, в определенном объеме и с учетом возрастных особенностей учащихся, может быть усвоена не только учащимися старших классов, но и среднего звена общеобразовательных учебных заведений общего типа. А основы информатики, при правильном применении форм и методов обучения, - и в начальных классах, где такое раннее обучение значительно расширяет кругозор и развивает мышление, память, логику и способность к анализу у учащихся.
Всего этого до настоящего времени были лишены учащиеся с особенностями развития слуха. Отсутствие учета этих особенностей, по сути, было препятствием к этому. В 60-80 годы прошлого века, когда была разработана большая часть учебных и методических пособий для таких учащихся, информационные технологии и вычислительная техника еще не стали неотъемлемой частью нашей жизни и не входили в учебные программы даже общеобразовательных школ общего типа. Специализированные программы по предметам для учащихся с недостатками слуха были разработаны, в основном, для младших и средних классов и с тех пор, в основном, не перерабатывались. Старшие классы специализированных общеобразовательных учебных учреждений такого типа работали и работают по программам для соответствующих учебных заведений общего типа. Они не полностью соответствуют возможностям и особым образовательным потребностям учащихся с особенностями слуха. Поэтому даже учебная программа традиционных предметов усваивается ими не в полном объеме, что значительно влияет на дальнейшее образование и профессиональную подготовку. Такие студенты испытывают серьезные трудности, учась в средних специальных и высших учебных заведениях по программам для обычных студентов, не учитывающим их возможностей и особых образовательных потребностей. Также сказываются недостатки в усвоении учебного материала средней школы. Все это ставит выпускников с особенностями слуха в неравное положение по сравнению с выпускниками обычных школ.
Академик И.П.Павлов, характеризуя возможности человека и его высшую нервную деятельность, писал: "... ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия”. Мы считаем, что пришло время создать необходимые условия для изменения ситуации образования учащихся с особенностями развития слуха в лучшую сторону. Для этого мы предложили разработать "Шаг в завтра” - развивающий обучающий курс основ информатики для пятиклассников с недостатками слуха, состоящий из рабочей учебной Программы и специализированной рабочей тетради для учащихся. Этот курс имеет целью развитие мышления, памяти, логики и способности к анализу у учащихся, ознакомление их с началами информатики и обучение простейшим навыкам работы с компьютером. Этот курс предназначен для учащихся 5 классов специальных общеобразовательных учебных учреждений для детей с нарушениями слуха. Он является первым этапом непрерывного 4-годичного комплекта (5-8 классы) основ информатики для данной категории учащихся и включает теоретический материал и практические задания для закрепления нового материала с помощью преподавателя и для самостоятельного решения. Структура курса позволяет изучать материал при наличии любой техники. Материал рабочей тетради разбит на две части, что соответствует первому и второму полугодию 5 класса. В конце первой части приводится адаптированный терминологический словарь компьютерных терминов, изученных в первом полугодии. В конце второй части находится полный адаптированный терминологический словарь компьютерных терминов, изученных за два полугодия. На протяжении всех уроков благодаря разнообразным заданиям, имеющимся в рабочей тетради, развиваются внимание, память, логика и аналитическое мышление. Материалы итогового занятия первого полугодия и первого и итогового уроков второго полугодия вынесены в отдельные приложения. При планировании уроков учитывались возрастные санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере, а также возможности и особые образовательные нужды учащихся 5 класса с особенностями развития слуха. При создании курса учитывается опыт работы методического объединения учителей начальных классов Симферопольского специализированного общеобразовательного учебного учреждения №2. Курс "Шаг в завтра” (основы информатики для пятиклассников с нарушениями слуха) был выдвинут на конкурс малых проектов, объявленный в этом году ЦП УТОГ и вошел в число победителей. Благодаря раннему освоению основ компьютерной грамотности учащиеся специальных общеобразовательных учреждений для неслышащих детей получат шанс после окончания школы иметь лучшие возможности при получении дальнейшего образования и профессий, имеющих спрос. Также надеемся на то, что, учитывая требования нашего времени, найдутся энтузиасты, которые возьмутся за переработку Программ и по другим школьным предметам с учетом возможностей и специальных образовательных потребностей учащихся с нарушениями слуха. Ведь "... все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия”. Всех желающих мы приглашаем к сотрудничеству. Будем благодарны за любые дополнения, пожелания, замечания. Готовы рассмотреть их с благодарностью.

Железняк Н.К., директор Молодежного центра "Альтернатива" (г.Симферополь) (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)


Категорія: Сурдопедагогіка | Переглядів: 305 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017