Субота, 22.07.2017, 15:33
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [73]
Законодавство [40]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [127]
Освіта України [44]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [9]
Консультація [15]
Країна глухих [54]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2014 » Лютий » 23 » Ресурсы образовательной среды специальной школы №14 для детей с нарушением слуха г.Минска
23:55
Ресурсы образовательной среды специальной школы №14 для детей с нарушением слуха г.Минска
Обучение детей с нарушением слуха - процесс трудоемкий и длительный, требующий больших образовательных усилий. Отсутствие слуха влечет за собой потерю речи и следовательно, своеобразие развития всех психических функций.
Поэтому специфика организации образовательной среды школы для детей с нарушением слуха - в беспрерывном поиске эффективных путей формирования речи неслышащих школьников, их личностном развитии, адаптации в обществе слышащих и неслышащих людей (с опорой на сохранный зрительный анализатор, звукоусиливающую аппаратуру, используя все виды речи как средства обучения).
Как показал анализ литературных источников, выделяют следующие группы средовых ресурсов образовательной среды школы:
-предметные - помещение, мебель, пособия, материалы - все составляющие учебно-методического обеспечения;
-пространственные - рабочее место, класс, территория - все, что составляет окружение учащихся;
-организационно-смысловые ресурсы - расписания, режим работы - все правила, организующие учебно-воспитательный процесс;
-социально-психологические ресурсы - педагоги, родные, психофизиологические возможности, статус, социальные нормы - все, характеризующее потенциал участников образовательного процесса.
По данным психолого-педагогической литературы, каждый из ресурсов, как и образовательная среда в целом, с одной стороны, ощущает определенные средовые влияния, а, с другой стороны, создает условия для развития школьников. Согласно идее средового подхода, каждое образовательное учреждение может проектировать и моделировать свою образовательную среду по этапам:
1.Постановка образовательных целей;
2.Отбор средовых ресурсов с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся;
3.Моделирование локальной образовательной среды в соответствии с определенными требованиями.
На основании этих положений моделируется образовательная среда школы для детей с нарушением слуха.
Наша школа работает с 1977 года. На сегодняшний день у нас обучается 109 детей со слуховой депривацией и другими сопутствующими нарушениями (сенсорными, интеллектуальными, опорно-двигательными).
За 11 лет учащиеся получают базовое образование. С 2004 года открыт класс для получения среднего образования.
Как известно, структура дефекта при нарушении слуха обуславливает специальные требования к профессиональной подготовке сурдопедагога. Он должен владеть огромным арсеналом педагогических средств, чтобы научить детей с глубокими слуховыми ограничениями говорить, понимать, слышать на сохранной частоте, читать, ориентироваться в окружающем.
В этой связи для функционирования адаптивной образовательной среды в нашей школе крайне важен такой компонент социально-психологических ресурсов как уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
В настоящее время с учащимися работает высококвалифицированный педагогический коллектив, 90% которого имеют высшее дефектологическое и предметное образование, более 45% - высшую и первую категорию.
Опыт практической работы педагогов удостоен 4 грантов Мингорисполкома, 1 гранта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, защищен в кандидатской диссертации по сурдопедагогике.
Школа является экспериментальной площадкой Министерства образования республики, государственных учреждений образования "АПО”, "НИО”, "БГПУ”, Минского педагогического колледжа.
На базе школы:
-разработана и апробирована безотметочная система оценки младших неслышащих школьников (2000-2003 гг.);
-проводится апробация национальных учебников, стандартов специального образования, методического обеспечения, 10-балльной системы оценки учебных достижений детей с нарушением слуха.
Уровень профессиональной компетентности педагогов во многом определяет качество учебно-методического обеспечения, т.е. предметный ресурс нашей образовательной среды.
Главным направлением в методической работе педагогического коллектива является повышение качества образования неслышащих через использование коммуникативных личностно-ориентированных и коррекционно-развивающих технологий.
Методическими службами разрабатываются следующие технологии:
1.Технология опорно-логических схем в обучении неслышащих детей на уроках естественно-математического цикла (Макаревич Т.Я., Силивистрович О.К). Разработка получила грант Мингорисполкома (2002 г.).
2.Технология работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия (Козловская С.А., Казакова СВ.). Разработка получила грант Мингорисполкома (2001 г.).
3.Технология работы с картинным словарем на уроках истории (Ясовеева Г.Н.). Разработка получила грант Мингорисполкома (2001 г.).
4.Технология занятий по "Развитию жестовой речи в начальной школе для детей с нарушением слуха” (Русакович И.К.) Рекомендована научно-методическим центром учебной книги и средств обучения Министерства образования РБ. Издана в 2001 г.
5.Технология работы по опорно-логическим схемам на уроках русской литературы в старших классах (Левшинская А.П.). Опыт представлен в публикациях.
Предметный ресурс нашей школы составили также авторские программы:
1.Адаптационные программы по математике и коррекционные тетради для реформируемых классов (МакаревичТ.Л., Силивистрович О.Н.) издаются в рамках реализации Президентской программы "Дети-инвалиды”. На сегодняшний день изданы тетради для 6 и 7 классов и готовы рукописи для 8, 9 и 10 классов.
2.”12 шагов к себе” - программа развития системы художественно-эстетического воспитания неслышащих школьников (Ясовеева Г.Н. (руководитель), Денисевич В.А., Ермилов Д.Р., Шейбак В.В.) (оформлен проект в специальный фонд президента РБ по поддержке талантливой молодежи).
Опыт работы педагогов школы изучен на республиканском уровне научными сотрудниками и специалистами и представлен более чем в 30 публикациях: 4-х учебно-методических пособиях, статьях, материалах научно-практических конференций различного ранга, ирисах. В настоящее время педагогами подготовлена рукопись учебно-методического пособия "Методика жестового языка в школе” для старших классов.
Все содержание, отражающее состояние и перспективы развития предметных и социально-психологических ресурсов школы, представлено в школьном методическом кабинете, созданном в прошлом учебном году и занявшем номинацию в городском смотре-конкурсе "Методический кабинет системы специального образования”.
Актуальной для нас является работа по систематизации и дальнейшему обеспечению локальных составляющих предметных и пространственных ресурсов. А именно - учебно-методическое, маглядно-речевое, материально-техническое оснащение учебных кабинетов, классных комнат, помещений для общественных организаций, кружковой работы и внеклассных мероприятий. Так, к новому учебному году полностью готовы учебные помещения для 14 укомплектованных классов, учебные кабинеты по всем основным предметам базового компонента (математике, русскому языку, истории, физике, химии, трудовому обучению и др.), коррекционного компонента (слуховой кабинет, зал ритмики), комната общественных организаций, созданная в 2004 году. Важным средовым ресурсом для школы стало приобретение управлением образования администрации Первомайского района для школы полного комплекта мультимедийного оборудования, позволяющего оптимизировать опору на сохранный зрительный анализатор. В 2004-2005 учебном году начата работа по созданию школьной мультимедиатеки. Для формирования произносительной стороны речи используется компьютерная программа "Видимая речь”, в рамках программы комитета по образованию "Специальное образование" в 2005-2006 учебном году заказан слухо-речевой тренажер "Живой звук”.
В школе имеется широкий выбор занятий по интересам. На базе школьного центра детского творчества работают творческие мастерские:
-фитодизайна;
-изобразительного искусства;
-цирковая;
-театральная;
-мягкой игрушки;
-парикмахерский кружок.
Работы учащихся отмечены дипломами в районных, городских, республиканских выставках и фестивалях.
Большое значение для детей с нарушением слуха имеет физкультурно-оздоровительная работа. Так, для занятий спортом в школе работают секции футбола, волейбола, настольного тенниса, легкой атлетики, шахмат и шашек, общефизической подготовки. Наши выпускники и учащиеся школы являются победителями и призерами паралимпийских игр и международных соревнований, чемпионами Европы, членами сборной команды РБ по плаванию, баскетболу и легкой атлетике. Последние победы - это 5 олимпийских медалей по легкой атлетике и плаванию (Мельбурн, январь 2005 года), I место по мини-футболу среди стран Европы (июль 2005 г.). А учащийся 12 класса нашей школы Козин А. является участником и победителем конкурса-фестиваля "Звёзды третьего тысячелетия”, проводимого среди всех массовых школ Первомайского района г.Минска.
За прошедшие 2 года значительно увеличилось число спортивных мероприятий, проведённых со слышащими сверстниками. Этот опыт безусловно является важным компонентом адаптивной образовательной среды.
Руководствуясь положениями инструктивно-методического письма Министерства Образования "О работе педагогических коллективов учреждений, обеспечивающих получение специального образования, в 2005-2006 учебном году”, приоритетами организации воспитывающей среды стало целенаправленное формирование жизненной компетенции учащихся, расширение их социально-эмоционального взаимодействия с окружающим миром.
Для решения поставленных задач в рамках инструкции по патронату и программы социальной защиты наших учащихся, их подготовки к дальнейшей самостоятельной и трудовой жизни мы спроектировали новую локальную образовательную среду - включение учащихся выпускных классов во взаимодействие с производственными предприятиями. Так, в 2005-2006 учебном году по согласованию с Центральным правлением Белорусского общества глухих наши старшеклассники впервые начнут профессиональную подготовку, освоение отдельных рабочих специальностей на базе Минского частного унитарного предприятия "Виток”. Этот важный средовой ресурс дальнейшей адаптации и социализации выпускников нашей школы особенно актуален в связи с сокращением, а в 10 и 12-ом классах - отсутствием в учебном плане часов трудового обучения.
Полученные в школе знания позволяют выпускникам базовой школы продолжать образование в ПТУ, колледжах, где они получают специальности столяров, автослесарей, краснодеревщиков, швей, вязальщиц, воспитателей и учителей спецшкол, зубных техников, дизайнеров, архитекторов.
Наши выпускники работают на различных предприятиях, заводах и фабриках, в образовательных учреждениях г.Минска, в том числе и в нашей школе работают воспитателями две выпускницы нашей школы, получившие среднее и высшее дефектологическое образование.
Средовые ресурсы нашей школы активно пополняются в процессе тесного сотрудничества со многими структурами - дошкольными и школьными учреждениями, производственными и медицинскими предприятиями, социокультурными учреждениями по направлениям моделирования образовательной среды. В процессе взаимодействия разрабатываются методические рекомендации, определяются образовательные маршруты для детей с множественными нарушениями. Осваиваются новые формы и методы, включающие наших воспитанников в ситуации социального взаимодействия.
В этой связи положительной стала практика оздоровления наших учащихся в школьном и загородных лагерях. Этим летом на базе оздоровительного лагеря "Полочанка” по нашей инициативе был создан интегрированный отряд, куда были включены 12 наших учащихся с нарушением слуха.
Важным результатом совместного досуга представляется преодоление языковой и социальной изолированности детей с нарушением слуха, приобщение их к жизненному опыту обычных сверстников.

Русакович И.К., кандидат педагогических наук, директор Минской специальной школы №14 для глухих детей (Республика Беларусь) (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)

Категорія: Сурдопедагогіка | Переглядів: 374 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017