Середа, 26.07.2017, 21:32
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [73]
Законодавство [40]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [127]
Освіта України [44]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [9]
Консультація [15]
Країна глухих [54]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2014 » Травень » 16 » Пути социально-психологической реабилитации и адаптации в условиях специального детского сада и семьи
09:57
Пути социально-психологической реабилитации и адаптации в условиях специального детского сада и семьи

В течение последних лет принят и опубликован ряд важных государственных документов, непосредственно касающихся защиты прав лиц с ограниченными физическими возможностями. Принят Закон "О дошкольном образовании" и самое главное - в системе общего образования - дошкольное определено как приоритетное. Это обязывает работников специальных детских учреждений направлять свою работу по психологической реабилитации, коррекции и возможной предполагаемой компенсации дефекта глухих и слабослышащих детей на формирование у них определенных качеств. Это будет способствовать социальной адаптации на первой ступени обучения, охватывающего время от рождения ребенка с проблемами слуха до поступления его в школу, то есть период, который в общепринятой возрастной психологии определен периодом раннего детства. А как показывает опыт, формирование психических функций и элементарных форм поведения эффективнее происходит в условиях специального дошкольного учреждения. Отсутствие слуха и речи, трудности в общении родителей с детьми, незнание особенностей развития глухого ребенка вызывают у семьи острую потребность в помощи. С первых дней поступления ребенка в наше учреждение работа ведется в двух направлениях:
I- воспитание, развитие личности и возможная коррекция дефекта;
II- постоянное оказание помощи семье в психологической реабилитации, в приобретении определенных знаний для воспитания и общения со своим ребенком, в обучении жестовой речи слышащих родителей.
Многолетний опыт нашего коллектива дает право утверждать, что социализация детей с недостатками слуха (как и других детей с ограниченными возможностями) более эффективна в условиях общественного воспитания. Именно в этих условиях ярче формируются характер ребенка и нравственные ценности; расширяется и углубляется сфера общения (потребность в общении среди сверстников и детей со взрослыми). Как раз на раннем этапе воспитания и обучения, даже для самых маленьких глухих детей, роль вспомогательного жестового языка является главенствующей для расширения представления об окружающем мире и понятиях.
Жестовому языку дети обучаются в процессе всех режимных моментов и занятий. Жестовый язык способствует умственному развитию, пока идет сложный процесс обучения произношению и устной речи.
Ведущим и определяющим началом социализации глухих детей, как и их слышащих сверстников, является воспитание. Весь педагогический и вспомогательный персонал систематически, изо дня и день, реализует ее элементы с помощью проведения дидактических игр. Например, при обучении правилам дорожного движения и поведения на улице используется автодром, светофор, дорожные знаки и т.д. Ежедневно закрепляются навыки по противопожарной безопасности: для этого в каждой возрастной группе воспитателями изготовлены соответствующие макеты, альбомы, целые игровые зоны. С радостью глухие и слабослышащие дети овладевают правилами пребывания на воде (в бассейне детсада и на море). Словарь детей обогащается сопутствующей лексикой с помощью жестового языка, письменной и устной речи, для чего разработаны конспекты занятий. Эта работа проводится с учетом речевых возможностей и представлений каждой возрастной группы об окружающем мире.
С целью формирования у детей с нарушениями слуха элементарных навыков по охране и защите своего здоровья и жизни во время чрезвычайных ситуаций в каждой группе проводятся тренировочные игры-занятия, обучающие глухих детей мгновенно реагировать на звучание милицейского свистка или барабана, сразу обращать внимание на взрослого. Очень важным является научить детей просить жестами взрослых о помощи. Например: позвонить по телефону - 101, 103. К сожалению, до сих пор в Украине нет сигнализации для глухих детей на случай пожара и эвакуации.
Летом этого года на базе нашего детского сада был проведен городской методический семинар для руководителей и педагогов всех типов специальных дошкольных учреждений Одессы. Гости были удивлены знаниям наших детей. К этому следует добавить, что у нас существуют постоянные творческие связи с Институтом физического воспитания и реабилитации Южноукраинского государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского. Наши сурдопедагоги, методисты, воспитатели регулярно публикуют свои наработки в научных сборниках.
Мы уверены, что дети пойдут в школу не только с определенной психологической готовностью к обучению, но и социальным опытом. Конечно, результаты не были бы столь положительными, если бы не была организована большая работа с родителями. Они - активные участники во всей жизни детского сада. Мы - в помощь семье. Сложившаяся система в работе с родителями способствует тому, что большинство родителей заметно по-другому начинают воспринимать своих детей и их проблемы.
В заключение, считаю нужным изложить свою точку зрения на не менее важную и актуальную проблему - интеграцию нашей категории детей в среду слышащих.
В существующих сегодня экономических условиях наше общество, к сожалению, еще не готово принять этих детей в качестве равных. К тому же, в общеобразовательной школе нет условий для интегрированного обучения наших детей. Поэтому, на мой взгляд, только разработка и принятие закона, который обеспечит глухим и слабослышащим людям равные возможности получения образования и гарантированного трудоустройства, поможет им занять полноценное место в среде слышащих.

Болдырева Н.А., заведующая специальным дошкольным учреждением №113 для глухих и слабослышащих детей г.Одессы, Заслуженный работник образования Украины (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)

 

Категорія: Сурдопедагогіка | Переглядів: 222 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017