П`ятниця, 28.07.2017, 03:40
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [73]
Законодавство [40]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [127]
Освіта України [44]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [9]
Консультація [15]
Країна глухих [54]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Квітень » 12 » Когда мыслям тесно...
11:35
Когда мыслям тесно...

Именно так, перефразируя известное изречение, можно высказать основное впечатление от очередной встречи Объединения неслышащих педагогов, которая, как мы уже сообщали, состоялась 26 августа в столичной спецшколе №6 для глухих детей. Даже организаторы этой встречи не ожидали, что она получится такой насыщенной и богатой информацией.

Начало было положено с экскурсии по школьному музею. Более чем столетняя история школы №6 - богатейшая информация к выводам и размышлениям. Помогала всем полнее узнать историю своей знаменитой школы общественный директор музея Е.С.Грищенко.
Официальная часть встречи членов ОНП началась с минуты памяти профессора Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова Н.Ф.Засенко, которую большинство собравшихся по праву считают своим учителем и наставником. По-особому прозвучали стихи Наталии Федоровны, посвященные началу учебного года.
С теплыми словами воспоминания о том, каким человеком была Н.Ф.Засенко, как много она сделала для обучения и воспитанного она сделала для обучения и воспитания неслышащих детей, выступила ее коллега по кафедре сурдопедагогики НПУ Э.П.Гроза.
Затем началась рабочая часть встречи: выступления следовали один за другим. Своеобразным дополнением к этим выступлениям стала демонстрация отрывков из передач телевизионной программы “Подолання” ТРК “Киев”. Члены ОНП и гости (в их числе были: уже упомянутая выше представитель педагогического университета имени М.П.Драгоманова Э.П.Гроза, бывший преподаватель этого университета Э.И. Пущин, переводчик-дактилолог Донецкого центра “Видеть - значит слышать” Е.Н.Зубкова, адвокат В.А.Тимошенко и др.) с интересом просмотрели сюжет о недавнем приезде в Киев доктора педагогических наук, профессора Г.Л.Зайцевой из Москвы. В сюжете речь шла о билингвистическом обучении глухих и использовании жестовой речи в учебном процессе.
В продолжение этой темы прозвучала информация об изменениях, внесенных в Закон Украины о социальной защищенности инвалидов 15 июня этого года. В частности, статья 23 дополнена важной формулировкой о признании жестового языка глухих не только средством общения, но и средством обучения инвалидов с недостатками слуха. В связи с этими изменениями очень актуально прозвучала новость, что Научно-методический центр образования и науки Минобразования Украины издал Программу изучения украинского жестового языка, предназначенную для 1-4 классов школ для глухих детей. Ее авторы - члены ОНП Е.С.Грищенко и В.В.Степкин, продемонстрировали своим коллегам несколько уроков из новой Программы.
Участники встречи узнали и о том, что в октябре 2004 года на базе Учебно-восстановительного центра Общества глухих начнутся двухмесячные курсы переводчиков-дактилологов. В связи с этим правление ОНП обратилось в Общество глухих с просьбой зачислить в число слушателей курсов учителей спецшкол, желающих совершенствовать свои знания жестовой речи, и решить вопрос с оплатой этого обучения. Для того чтобы сказать, будут ли учителя в числе слушателей курсов, правление ОНП предложило всем членам Объединения заявить о своем желании учиться и совершенствоваться в знании языка жестов (для тех, кто при этом недоуменно пожмет плечами: мол, как понимать, что глухие учителя не знают жестов, замечу, что речь идет о том, чтобы поработать над культурой жестовой речи и пополнить свои знания).
Позже участникам встречи был продемонстрирован еще один сюжет из программы “Подолання”, в котором речь шла о проблемах профессионального образования глухих на примере спецгруппы глухих, обучающихся в Киевском ПТУ №26. В телепередаче были подняты актуальные вопросы относительно качества обучения глухих в спецшколах. Обсуждение этой проблемы было дополнено выступлением еще одного гостя - директора Украинского центра дистанционного обучения И.Б.Катерняка из Львова, который осуществил проект дистанционного обучения глухих с помощью Интернет-технологий. Он проинформировал о работе над этим проектом и предложил членам ОНП под¬ключить свои школы к участию в нем. В частности, он рассказал о том, что летом этого года группа украинских специалистов, в том числе и представители УТОГ, получила возможность более подробно ознакомиться с дистанционной формой обучения глухих во время поездки в США. Детально о том, как проходило это обучение, рассказала переводчик-дактилолог аппарата ЦП УТОГ М.Э.Лиферова, которая также принимала участие в поездке (более подробную информацию об этом читайте в ближайших номерах газеты).
На встрече выступила и представитель Донецкого центра “Видеть - значит слышать” Е.Н.Зубкова. Она рассказала о работе Центра и более детально остановилась на том, как проходила работа над словарем жестовой речи, что сейчас готовится к изданию.
Об еще одном интересном издании под названием “Права глухих”, которое также находится в стадии предпечатной подготовки, рассказал заведующий адвокатским бюро В.А.Тимошенко.
В перечисленной выше информации преобладает положительная тема, так сказать, новости со знаком “плюс”, но была на встрече и информация со знаком “минус”. Касается она зачитанной на встрече Резолюции, принятой на Педагогических чтениях в Херсоне 14-18 июня этого года. В целом этот документ, подписанный заведующей кафедрой сурдопедагогики НПУ им.М.П.Драгоманова, доктором психологических наук, профессором Л.И.Фомичевой, содержит ряд предложений, направленных на улучшение обучения и воспитания детей с недостатками слуха, однако, к сожалению, есть в нем и пункты, которые вызвали резкий протест членов ОНП. В первую очередь, это касается той оценки, которую дали слышащие педагоги, собравшиеся на Педагогические чтения, своим глухим коллегам.
Для примера приведу цитату из Резолюции (на языке оригинала): “п.18. У практиці робота спецшкіл для дітей з вадами слуху існують поодинокі факти впливу громадських организації на адміністрацію спецшкіл та ДНЗ з приводу призначення на посади сурдопедагогів дошкільних та шкільних закладів осіб, що самі мають порушення слуху. Передовий педагоггчний досвгд та наукова думка засвідчуютъ неможливістъ проведения особами з вадами слуху ефективноь корекційно-компенсаторної роботи з мови і мовлення, розвитку слухового сприймання, вимови, тому що вони самі мають затримку у розвитку моей і мовлення, вади вимови і не можуть в силу порушення слуху повністю чути дітей. Особи з вадами слуху не завжди оргентуються у складній екстремальній ситуації, у зв'язку з тим, що вони переважно реагують на стимула, пов'язані із зоровим сприйманням. 3метою вивчення можливостей нечуючих педагогов у навчально-виховному процесі та їх ролі вважаемо за доціальне створити експериментальний майданчик. Вважаемо, що повна передача всіеї системи навчання нечуючим педагогам може створити закритий конклав осіб з вадами слуху”.
В ответ на эти и другие подобные выпады в адрес неслышащих педагогов и общественных организаций, защищающих интересы глухих, правление ОНП подготовило официальное письмо в адрес Министерства образования и науки Украины и руководства Педуниверситета. В нем разъяснена позиция членов ОНП по ряду вопросов. В частности, указывается, что неслышащие педагоги никогда не претендовали и не претендуют на работу в должностях логопедов и сурдологов, т.е. там, где действительно нужно иметь идеальный слух и хорошее произношение. В отличие от авторов Резолюции, члены ОНП убеждены в том, что использование глухих педагогов в качестве воспитателей и учителей-предметников только повысит эффективность обучения неслышащих детей, улучшит воспитательную работу и даст возможность наладить более полный контакт между учеником и учителем. Это доказано мировой педагогической наукой и опытом работы учебных заведений таких стран, как Швеция, США, Канада и др.
В письме дано разъяснение позиции членов ОНП в отношении использования жестовой речи в учебном и воспитательном процессе спецшкол для глухих детей поскольку в Резолюции содержатся также рой взаимоисключающие друг друга высказывания в отношении языка жестов. С одной стороны, в ней говорится о необходимости введения в каждом классе спецшкол должности сурдопереводчика жестовой речи (это ж сколько переводчиков нужно, не проще ли обучить языку жестов слышащий педперсонал?), а в другом пункте Резолюции идет речь о том, что практика превалирования жестовой речи научно не проверена, что и экспериментально не проверена, что она не обеспечивает полную социальную адаптацию и интеграцию лице недостатками слуха в общество, а наоборот, выделяет их в отдельную неадаптированную группу (о мировом опыте использования языка жестов в обучении глухих детей участникам Педагогических чтений, видимо, ничего не известно).
В зачитанном тексте обращения членов ОНП в адрес вышестоящих организаций подчеркивается, что приведенные высказывания участников Педагогических чтений в Херсоне имеют тенденцию к ущемлению прав глухого человека, в частности, его права на родной язык жестов в соответствии со статьей 23 упоминавшегося выше Закона.
После обсуждения текста письма члены Объединения единогласно приняли решение по этому обращению и уполномочили президента ОНП подписать его от их имения направить в вышестоящие инстанции.
Думается, появление Резолюции с резкими выпадами в адрес неслышащих педагогов - вполне объяснимое явление. Как  известно, действие вызывает противодействие, и деятельность ОНП вызывает определенную реакцию со стороны тех коллег, которые не считают необходимым менять что-либо в существующей системе образования. В связи с этим члены ОНП заявили о необходимости усиления разъяснительной работы среди всех педагогов, родителей неслышащих детей, широкой общественности. Необходимо больше рассказывать им целях и задачах, которые ставит перед собой Объединение неслышащих педагогов, и о его деятельности.
Безусловно, этому послужит и телевизионная передача, подготовленная съемочной группой ТРК “Киев” под руководством Т.Н.Радченко (сюжет о встрече в школе №6 был показан в программе “Подолання” в воскресенье, 29 августа). Татьяна Николаевна также выступила на встрече, рассказав о своей работе на телевидении и предложив членам ОНП сотрудничество в освещении различных событий из жизни спецшкол, проблем образования глухих и других проблем, которые волнуют инвалидов по слуху.

В заключение от имени участников встречи выражаю огромную благодарность руководству Киевской спецшколы №6 за гостеприимство и помощь в подготовке этого запомнившегося всем мероприятия.


Архив материалов ОО ОНП (2004)

 

Категорія: Інформація ОНП | Переглядів: 223 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017