Субота, 23.09.2017, 19:00
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [78]
Законодавство [42]
Сурдопедагогіка [82]
Освіта глухих [144]
Освіта України [46]
Освіта за кордоном [19]
Медицина [11]
Консультація [15]
Країна глухих [59]
Адміністратор сайту [6]
Пошук
Вхід на сайт
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2014 » Серпень » 8 » Экспериментальный курс “Развитие словесно-логического мышления у глухих студентов”
22:54
Экспериментальный курс “Развитие словесно-логического мышления у глухих студентов”

На сегодняшний день в Национальной металлургической академии Украины на базе Регионального центра образования инвалидов обучаются 5 групп студентов с нарушениями слуха:
2 группы дневной формы обучения,
2 группы без отрыва от производства и
1 группа - заочной формы обучения (выпускники политехнического колледжа).
Состав этих групп оказался очень разнородным. Среди студентов есть глухие и слабослышащие, глухие с детства и позднооглохшие люди, молодые люди, учившиеся в специальных школах-интернатах и в массовых школах.
Обучение в высшем учебном заведении требует от студентов высокого уровня развития познавательных способностей: внимания, памяти, особенно мышления. Уже с первого курса студенты изучают достаточно сложные дисциплины: высшую математику, экономическую историю, политэкономию и т. д.
Как известно, мышление в своем развитии проходит 3 стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление опирается на действия с конкретными предметами, оно преобладает у ребенка до 3-х лет. Ребёнок руками разбирает и собирает, связывает друг с другом разные предметы.
Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, преобладает у детей 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями сохраняется, но она не такая прямая, как раньше. В ходе познания ребенок не всегда должен потрогать руками предмет, но должен отчетливо наглядно представлять его. Ребенок мыслит наглядными образами.
Словесно-логическое мышление в форме понятий и рассуждений, лишенных непосредственной наглядности, начинает развиваться у детей школьного возраста, интенсивно развивается в по¬дростковом возрасте и преобладает у взрослых людей. Опирается на словесную речь.
У взрослого человека присутствуют все эти виды мышления. В некоторых профессиях очень важен первый тип мышления - наглядно-действенное - инженеру-механику, слесарю-ремонтнику. В некоторых профессиях важно наглядно-образное мышление - дизайнеру, диспетчеру авиалиний.
Самым важным для обучения в вузе по экономической специальности является словесно-логическое мышление. У глухих студентов, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих и на иной сенсорной основе, именно в развитии словесно-логического мышления наблюдаются специфические особенности.
Всех студентов с нарушениями слуха по уровню развития мышления и словесной речи можно условно разделить на три группы.
Первая группа (слабослышащие студенты с небольшой потерей слуха и познооглохшие, глухие студенты из семей глухих родителей). Высокий уровень развития словесной речи. Хорошо развито наглядно-образное мышление. Достаточно высокий уровень развития словесно-логического мышления.
Вторая группа (большинство студентов). Недостаточно развита словесная речь. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Недостаточно развито словесно-логическое мышление.
Третья группа (самая малочисленная). Низкий уровень развития словесной речи. Недостаточно развито наглядно-образное мышление, низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Студенты первой группы показывают хорошие результаты в учебе. Студенты двух остальных групп испытывают трудности при необходимости выделить главное в тексте, сделать умозаключение по содержанию текста, перейти от текста задачи к наглядному представлению ее содержания, установить логические связи между понятиями, закономерности. Недостаточно развита связная речь, ограничен словарный запас, затруднено выражение своих мыслей в словесной форме. Механическое запоминание учебного материала преобладает над осмысленным запоминанием.
Для того, чтобы помочь студентам с нарушениями слуха каким-то образом преодолевать трудности в учебе, дополнительно введены экспериментальные курсы “Развитие связной речи” и “Развитие словесно-логического мышления”.
В начале учебного года проводится психологическое тестирование уровня развития словесно-логического мышления студентов-первокурсников. Используются 5 методик: “Исключение понятий”, “Числовые ряды”, “Количественные отношения”, “Простые аналогии”, “Сложные аналогии”. По результатам тестирования отбираются студенты, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию словесно-логического мышления.
Стандартная дисциплина “Логика” читается на втором курсе. Но студентам необходимо овладеть началами логической грамоты. Наш экспериментальный курс называется “Азбука логики”. Занятия проводятся без использования изображений предметов, на словесном материале. Параллельно проводится словарная работа - разбор незнакомых слов с сурдопедагогом, также студенты самостоятельно тренируют навыки работы со словарем.
Начинаются занятия с самого простого. С введения понятий “объект”, “признак объекта”. Студенты учатся выделять различные признаки объектов и определять, какие из них - существенные и какие - второстепенные. Описывают предметы, отгадывают загадки и сочиняют их самостоятельно. Такое простое на первый взгляд задание, как составление загадки по признакам объекта, далеко не всем дается легко, так как студенты часто не выделяют основные, главные признаки. Например, загадка о тетради:
Бумажный, прямоугольный, твердый.
Пропущен главный признак - для чего предназначен предмет?
Сообща мы добавляем главный признак - в ней пишут.
Потом мы переходим к сравнению объектов. Студенты учатся видеть общее и различное в разных объектах. Сравниваем такие объекты, как чайник и слон, платье и кроссовки, бумага и стол и т.д.
Вводятся обороты “такой же, как”, “словно”, “будто”. Сочиняем загадки, используя сравнения. Вот загадки студентов о свече и о розе:

Светло, словно садится солнце,
Горит короткое время,
как будто спички,
Мелкий огонь, как факел.
Красная, будто свекла,
С шипами, как у кактуса,
Ароматная, как духи.

Далее на основании общих признаков студенты учатся относить объекты к определенным группам и давать этим группам название. Играем в игру “Супермаркет”, где товары со “склада” нужно разложить по "отделам" и дать каждому “отделу” название. И если обобщать объекты по общим признакам студентам удается более или менее легко, то подобрать обобщающее слово часто трудно из-за ограниченного словарного запаса. Так студент правильно отнес в одну группу чай, молоко, компот, сок и знает, что “все это пьют”, но слова “напитки” не знает. Также выполняем упражнения по исключению лишнего по признакам объекта из группы “Исключение понятий”, объясняя свое решение. Самостоятельно сочиняют загадки "что лишнее?”.

На следующем этапе вводится термин “понятие”. Студенты тренируются находить более общие и более частные понятия к предложенному (видовое понятие и родовое понятие) - производят обобщение и ограничение понятий. Например, к понятию столица более общим (родовым) будет город, а более частным (видовым) будет Киев. Рисуют схемы, как понятия относятся между собой. Выстраивают цепочки понятий от более частного к более общему. Например, скумбрия - морская рыба - рыба - животное.
Дальше подготовленные студенты переходят к новой теме - определение понятий. Определить понятие - это значит найти к нему родовое (более общее) понятиен назвать главные признаки. То есть ответить на вопросы что? кто? какое? для чего предназначено? Мы разбираем по этой схеме готовые определения, и затем студенты самостоятельно дают определения самых разнообразных понятий. Например, так студенты определили понятия пещера и волк:
Пещера - это большая каменная дыра в скале, является жилищем для животных, в прошлом для людей.
Волк - это животное, живет в лесу, хищник, цвет серый. Я считаю, это очень важная тема, так как понимание структуры определения понятий помогает студентам лучше понимать учебный материал и внятно давать определения различных понятий своими словами, не зубря их.
Следующая большая тема - установление логических связей и отношений между понятиями: часть - целое, причина - следствие, последовательность, функциональные отношения, противоположности, тождества.
Потом студенты учатся устанавливать скрытые закономерности и использовать их при решении задач на цифровом и рисуночном материале, делать логический вывод из двух посылок.
Заключительный этап работы - это приобретение студентами навыков самостоятельной работы с текстом. Разбор незнакомых слов при помощи толкового словаря, поиск по готовому плану смысловых фрагментов. Составление цельного текста из отдельных фрагментов по готовому плану. Самостоятельная разбивка текста на смысловые фрагменты, подбор к ним заголовков, составление плана текста.
Тестирование словесно-логического мышления в конце года по окончании этого экспериментального спецкурса показало, что у 80% студентов уровень его развития повысился. Таким образом, студенты-первокурсники с нарушениями слуха овладевают началами логической грамоты, да и просто приучаются самостоятельно мыслить и анализировать, а не просто механически заучивать учебный материал. Надеюсь, что это позволит им более эффективно учиться в высшем учебном заведении.

Передерко А.А., психолог Регионального центра обучения инвалидов Национальной металлургической академии Украины (г.Днепропетровск) (ІІ Всеукраїнська науково-практична конференція "Освіта та виховання нечуючих на сучасному етапі”, 7-8.Х.2005, м.Київ)

 

Категорія: Сурдопедагогіка | Переглядів: 322 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2017