Субота, 20.04.2024, 18:06
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [135]
Законодавство [73]
Сурдопедагогіка [115]
Освіта глухих [191]
Освіта України [57]
Освіта за кордоном [21]
Медицина [15]
Консультація [18]
Країна глухих [80]
Адміністратор сайту [8]
Пошук
Вхід на сайт
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

hit counter
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Серпень » 3 » Проблемы обучения студентов с нарушениями слуха и их решение в Донецком техникуме промышленной автоматики
20:58
Проблемы обучения студентов с нарушениями слуха и их решение в Донецком техникуме промышленной автоматики

В Донецком техникуме промышленной автоматики обучаются студенты с недостатками слуха. Первый набор мы провели в 1996 году - было принято 14 человек, теперь это уже выпускная группа. Условия сегодняшней жизни, рост культурных запросов, а также профиль специальности "Ремонт и обслуживание ЭВТ и компьютерных сетей” приводит к увеличению численности студентов с нарушениями слуха: в 1997 году в спецгруппе было 17 человек, в 1998-м - 24, в 1999-м - 25. Всего в техникуме на 4-х курсах обучается 80 неслышащих студентов, в общежитии проживают 50 человек с недостатками слуха.
С самого начала обучения неслышащих в техникуме промавтоматики перед педагогическим коллективом была поставлена задача о воспитании и обучении полноценного студента безо всяких скидок на глухоту. Но сразу же возник вопрос: "Как побудить глухих заниматься в полную силу, не надеясь, что в техникуме из жалости им будут делать поблажки?”. Главное, решили мы, чем раньше они почувствуют себя "своими” в мире слышащих студентов, тем быстрее и легче будет их дальнейшее вхождение в студенческую среду. А натолкнуло нас на это робкое и нерешительное поведение студентов с недостатками слуха, их неуверенность в своих, даже правильных и полных ответах. После ответа они так внимательно смотрели в глаза преподавателю, ожидая увидеть в них подтверждение своей правоты или хотя бы малейшее одобрение. Пришли мы также к выводу: глухому студенту сложно устно высказываться, но он может воспринимать речь и вырабатывать в себе навыки поведения говорящего человека, если будет больше общаться со слышащими. Поэтому в обычных студенческих группах были проведены собрания, где перед всеми поставили задачу помочь студентам с недостатками слуха освоиться в стенах техникума и постарались создать такие условия для этих студентов, чтобы они имели возможность обучаться и полноценно общаться со слышащими людьми. Наряду с этим классный руководитель и преподаватели единогласно выделили лидера спецгруппы - Максима Васина, который на I и II курсе был для других примером в учебе, пока все в группе не поняли, какие знания от студентов требуются в техникуме. Впоследствии все старались быть наравне с ним.
В свою очередь, преподаватели техникума проводили встречи с учителями спецшкол-интернатов, чтобы лучше понять психологию неслышащих студентов. Проводились открытые уроки по математике, химии, истории Украины с участием преподавателей из спецшкол-интернатов. Соответственно перестраивали программы по физике, химии, математике, повторяли весь учебный материал, начиная с 5-го класса. Родительские собрания проводились в техникуме дважды в месяц, преподаватели рассказывали родителям, как надо помогать студентам готовить домашние задания. Стопроцентная посещаемость занятий, ежедневное выполнение домашних заданий, строгий контроль со стороны родителей (а для проживающих в общежитии - со стороны сурдопереводчика) привели к положительным результатам уже во время I сессии, хотя отличников было всего двое: Васин и Стоцкая. Но важным было то, что другие студенты тянулись за ними. Преподаватели не только объясняли, инструктировали учащихся, но и вносили изменения в учебный процесс и обстоятельства жизни студентов, тем самым побуждая их обращаться друг к другу и совместно решать сложные задачи. Учителя были нетерпимы к шпаргалкам и списыванию, которые в какой-то мере могут быть полезны для слы¬шащих студентов, но нередко оказываются настоящей ловушкой для глухих учащихся и серьезным препятствием в осмыслении ими полученных знаний.
Преподаватель по высшей физике Г.А.Куцегеоргий ввел свою систему опроса: кто быстрее правильно выполнит контрольную работу, первым получает две пятерки. Где же здесь будет время заглядывать соседу в тетрадь? Хронометр включен! Это дало свои положительные результаты к концу семестра - итоговую контрольную 9 из 14 студентов написали на "5”, и не было ни одной двойки.
Удивительно, но факт - лучше всего идут дела по английскому языку. Видимо, потому, что жестовая речь глухих аграмматична и чем-то сродни английской грамматике. По этому предмету у нас нет ни одного троечника.
На I курсе преподаватели-словесники сделали вывод, что сту¬денты с недостатками слуха и особенно глухие стесняются высказываться вслух. Поэтому, например, преподаватель украинского языка А.С.Плахтий, прежде чем вести опрос, сначала успокаива¬ла студента, располагала к себе, а потом просила: "А все-таки пробуй продекламировать стихотворение! Неважно, что у тебя несовершенное произношение, я по интонации пойму, а если что-то неправильно скажешь, - поправлю”. Учащийся Евгений Безносиков после этого поехал в спецшколу-интернат, где он учился, и своим преподавателям с гордостью сказал: "Я весь "Виклик” М.Старицкого вслух прочитал!”
На лекциях по мировой литературе преподаватель А.И.Федорчук два учебных часа отводит знакомству с поэзией глухих поэтов по книге "Живий дощ” и по подборкам из газеты "Наше життя”. Кстати, эта газета - отличное подспорье в нашей работе с неслышащими студентами и их родителями.
В личной беседе со мной студент IV курса Валерий Локтионов признался: "После четырех лет учебы в техникуме я не чувствую себя глухим. Я свободно общаюсь со слышащими”.
Совещания с преподавателями дают возможность убедиться в том, что учебный процесс организован в техникуме удовлетворительно, но в спецгруппах, где есть квалифицированные переводчики-дактилологи, усвоение материала проходит лучше и успеваемость даже выше, чем в обычных группах слышащих студентов. Да и поведением студенты с недостатками заметно отличаются от своих сокурсников. Они сдержаны, внимательны и более ответственно относятся к делу, чем многие учащиеся с нормальным слухом. Положительные результаты дает совместное обучение глухих и слабослышащих. В теории сильней слабослышащие, а вот глухих студентов директор МП "Квадрат” Д.В.Брустинов хвалит за большие успехи в практической работе.
За всем этим стоит кропотливая работа преподавателей, переводчиков, нашего методкабинета: поиски новых форм обучения, дополнительные консультации, специфические разработки лекций, опрос и оценка знаний с учетом особенностей студентов с недостатками слуха. Ведь педагогическая работа с неслышащими в техникуме существенно отличается от организации работы в спецшколах-интернатах. Мы, с помощью председателя Донецкой областной организации УТОГ Г.А.Козловой и Г.М.Уманец - методиста института последипломного образования, организовали выезды в спецшколы-интернаты. Посмотрели, как осуществляется весь этот титанический труд сурдопедагогов по постановке звуков и закреплению речевых навыков, потом провели несколько совместных открытых уроков по некоторым дисциплинам. Это дало толчок к открытию новых возможностей в работе педагогических коллективов техникума и спецшкол-интернатов.
Что греха таить, иные наши преподаватели жалели неслышащих студентов, умиляясь их трудолюбием, добросовестностью, работоспособностью, большой любознательностью и познавательной активностью. И нередко старались завысить им оценку. Был у нас такой инцидент: ко мне пришли студенты группы З-ЭВТ-96 и попросили заменить преподавателя... более строгим. Через год учебы, уже на II курсе, слышащие студенты стали обращаться за помощью в изучении некоторых предметов к студентам спецгруппы. Сейчас весь техникум знает по именам студентов этой группы, и они чувствуют себя полноправными членами нашей большой студенческой семьи. Я постоянно встречаюсь с неслышащими студентами, раз в месяц провожу с ними личные беседы, и отмечаю, как они взрослеют, как "болеют” за своих младших товарищей.
Но "красной нитью" моего выступления будет то, что при любом, самом превосходном преподавателе усвоение знаний неслышащими студентами зависит от опытности и квалификации переводчика-дактилолога. Особенности совместной работы преподавателя и переводчика у нас сейчас изучаются, так как возникла проблема, к которой я еще вернусь. Но уже сейчас можно сделать вывод: чем выше качество сурдоперевода, тем выше и отдача от неслышащих студентов. Грамотная жестово-мимическая речь способствует лучшему восприятию ими лекций, чем только дактильный их перевод. Так мне сказали на встречах студенты.
Мы призвали себе в помощники родителей учащихся еще на I курсе и разрешили желающим посещать лекции вместе со своими детьми. Сделали мы это по двум причинам. То, что ребенок не слышит, - горе для всей семьи. Из-за этого нарушаются нормальные отношения между детьми, лишенными слуха, и их родителями; у последних появляется чувство вины и наблюдаются проявления связанной с этим нервозности. И нередко единственным средством укрепления родственных связей является включение родителей в процесс обучения их детей. Присутствие родителей на лекциях дает возможность еще и дома объяснить студенту и помочь ему усвоить прослушанный материал. Как только родители увидели, что могут помочь своему ребенку, все их душевные и физические силы были направлены на это, и психологический климат в таких семьях изменился к лучшему. Теперь родители неслыщащих студентов испытывают большую радость от общения с ними и говорят преподавателям: "Вы наших детей захвалили, они даже немножко зазнались!”. Все-таки родители - это мощный резерв в нашем общем деле, их любовь к детям деятельна и разумна. Ежегодно проводятся итоговые совместные собрания учащихся и их родителей, на которых мы вручаем лучшим студентам почетные грамоты, а также денежные премии. И на каждом таком собрании я говорю: "Спасибо родителям за то, что они работают с нами в одном направлении”. И вот здесь вполне применимо высказывание: "Гений - это 20 % вдохновения и 80 % пота”.
Преподаватели постоянно меняют формы работы с неслышащи¬ми студентами, тем самым развивая у них логическое мышление и стимулируя творческий подход к работе. Они используют тесты, опросные диктанты, самостоятельную оценку учащимися своих знаний. У четверокурсников группы З-ЭВТ-96 есть девиз "Или найду дорогу, или проложу ее сам”. Предложил этот девиз студент Павел Моргунов. Он и сам показал всем пример, самостоятельно освоив компьютер. На IV курсе он успешно консультировал своих товарищей по учебе по многим сложным вопросам, а также оказывал помощь работникам Донецкой областной организации УТОГ. За ним потянулись Валерий Локтионов, Евгений Безносиков. Эти совершенно глухие ребята освоили компьютер лучше, чем позднооглохшие студенты. А недавно они пришли ко мне вместе с председателем бюро первичной организации УТОГ Татьяной Солоп и попросили разрешения посетить занятия первокурсников, чтобы поговорить с ними по-товарищески об ответственном отношении к учебе, дисциплине - ведь от этого зависит честь всей "команды”!
Нередко толчок к поиску новых форм работы дают сами студенты. Например, Юлия Голивец, студентка IV курса, в творческой работе (есть у нас такая форма опроса неслышащих студентов) по социологии написала: "К сожалению, информация воспринимается глухими несколько искаженно. Ведь нужно, чтобы рядом был переводчик, когда по ТВ передают новости или идет кино. Чаще всего проблема заложена еще в детстве: понятнее и интереснее игры, игрушки, шалости. А книжки, журналы вызывают чувство досады и недовольства: мал словарный запас. Вот и большинство глухих испытывает определенные трудности при чтении газет, журналов и книг. Им часто бывает трудно понять смысл неизвестного слова или выражения. Жестовый язык более лаконичен и сжат. От этого страдает и так скудный запас слов глухого, когда он пытается что-либо написать или прочесть. Глухих легко заметить на вокзале, когда объявляют прибытие поезда, у них возникает чувство легкой паники. Жизнь заставляет их добывать нужную информацию различными способами: через бумагу с ручкой, старательное считывание с губ или с помощью переводчика”.
Ссылаясь на вышеизложенное, прошу обратить особое внима¬ние на работу переводчика-дактилолога в техникуме. Перевод лекций в течение учебного дня, оказание помощи неслышащим студентам на переменах и во внеурочное время, выполнение обязанностей классного руководителя после окончания занятий, перевод всех консультаций по предметам и курсовым работам, а также, особенно на первых курсах, оказание постоянной помощи глухим в их адаптации к жизни среди слышащих в условиях техникума - вот далеко не полный перечень работы переводчика. На его плечи также ложится вся реабилитационная работа, решение вопросов досуга и отдыха в летнее время, оказание помощи техникуму в организации и проведении производственной и преддипломной практики. И все это - за 107 грн. зарплаты и 27 дней тарифного отпуска. Мне кажется, нужно заменить название должности переводчика-дактилолога другим, хотя бы "инструктор по реабилитационной работе”, тогда бы и отпуск у него был 56 дней,как у преподавателей.
Осуществляя набор на 2000-2001 учебный год, мы столкнулись с необходимостью подготовки технически грамотных переводчиков-дактилологов. Таких, которые понимают, в чем заключаются проблемы неслышащих студентов, и могут оказать им квалифицированную помощь в разных случаях жизни.
Мы сейчас стоим перед выбором: набирать ли новую группу на 2000-2001 учебный год? Много писем из Крыма, ежедневно звонят из Запорожья, Одессы, Днепропетровска, Николаева, даже приехал один мальчик из Якутии. Однако хороших специалистов из числа неслышащих студентов мы можем готовить лишь при условии, что со спецгруппой будет работать хороший, знающий сурдопереводчик. Как говорится, была бы у него охота, а за нами дело не станет.
Помимо учебного процесса, в нашем техникуме постоянно идет поиск новых форм организации досуга и летнего отдыха студентов спецгрупп. Традиционными стали вечера для первокурсников "Посвящение в студенты” с показом по городскому телевидению. При этом всегда исполняется "Гимн УТОГ” (спасибо автору за проникновенные слова). Когда готовятся праздничные концерты, слышащие студенты и преподаватели спрашивают, будут ли выступать глухие, и при утвердительном ответе актовый зал заполнен так, что яблоку негде упасть. В апреле этого года в стенах нашего техникума проходил Республиканский смотр-конкурс художественной самодеятельности учебных заведений "Студенческая весна”. Студенты спецгрупп подготовили три номера. И когда первой вышла выступать Таня Солоп, присутствующие студенты всех учебных заведений встали в едином порыве, аплодируя ее исполнению. Так же были встречены выступления Антона Карпухина и Евгения Безносикова - автора собственных пантомим. Евгений на областном конкурсе мимов занял III место.
Быстрой адаптации неслышащих студентов способствуют и мероприятия, проводимые молодежной организацией "Самшит”, - туристические слеты учебных заведений Донецкой области в г.Славяногорске. С переживаниями, но отпускаю всю группу первокурсников на 3-4 дня. Слышащих студентов там обычно бывает около 300. Подготовка и участие в этом слете помогают первокурсникам быстро сдружиться между собой и лучше узнать друг друга: надо же придумать название командам, создать интересную эмблему, выпустить содержательную туристическую газету, показать отличные результаты в ориентировании и си¬ловых соревнованиях, подготовить номера художественной самодеятельности. Все это воспитывает самостоятельность мышления.
Хотелось бы остановиться на некоторых социальных аспектах речевого общения глухих со слышащими, их жизненной позиции и об отношении слышащих к нашим воспитанникам. В 1998 году жюри туристического слета решило дать команде неслышащих туристов III место по той причине, что глухие не могут петь под гитару туристические песни. Тогда команда туристов-профессионалов предъявила ультиматум: "Мы отказываемся от первого места, если глухим не дадите заслуженное ими второе, ведь они вместо исполнения песен показали прекрасные номера художественной самодеятельности”. Это было еще одним подтверждением того, что неслышащие студенты пользуются большим авторитетом.
Радуют нас своими успехами и глухие спортсмены. Здесь мы работаем в тесном контакте с "Инваспортом”. Наш знаменитый земляк С.Бубка, увидев этих ребят на тренировках, подружился с ними и теперь ежегодно выделяет им пригласительные билеты на соревнования "Звезды шеста”. Долгое время наших легкоатлетов тренировала олимпийская чемпионка Н.Зюськова.
Все положительное, что достигнуто коллективом техникума в работе с неслышащими студентами, не было бы возможным без постоянной помощи председателя областной организации УТОГ Г.А.Козловой, городской организации УТОГ - Л.Н.Таранова; без материальной поддержки председателя ЦП УТОГ Ю.П.Максименко и председателя Донецкого отделения Фонда защиты инвалидов А.С.Гончарова, которые помогли оснастить аудитории компьютерами, принтерами, ксероксами. Видя такую заботу, ребята старательно осваивают эту технику, и не только на занятиях - по настоятельной просьбе студентов им разрешено дополнительно по 2-3 часа работать на компьютерах.
Большим подспорьем в приобретении профессиональных навыков по ремонту и обслуживанию компьютеров завтрашними выпускниками стала работа на МП "Квадрат”, где, начиная с марта этого года, студенты IV курса проходят практику.
Здесь сказано обо всем понемногу, о тех мероприятиях, которые проводились в техникуме в течение всех четырех лет работы с неслышащими студентами. Чего-то, думается, мы добились. Но чтобы достичь более значимых результатов, необходимо решить следующие вопросы:
Направлять на работу с неслышашими студентами технически грамотных переводчиков-дактилологов, имеющих опыт воспитательной и профессиональной работы.
Оказать помощь в увеличении зарплаты и продлении профсоюзного отпуска переводчикам 1-й категории.
Возродить систему 25% доплаты к заработной плате преподавателям и переводчикам.
Увеличить количество часов на консультации по курсовым и дипломным работам, поскольку неслышащие студенты на консультациях общаются с преподавателями с помощью переводчика, и вместо одного часа консультация растягивается на 3-4 часа.
Проведенный нами анализ отношения студентов к изучаемым дисциплинам свидетельствует о том, что:
Точные науки любят 80 % студентов спецгруппы, и 100 % - заинтересованы изучать их.
Отношение студентов к гуманитарным наукам зависит от преподавателя; 60 % - заинтересованы.
Вычислительная техника и информатика с задачами, требующими развитого логического мышления, представляют большие трудности для глухих.
Данные опроса студентов группы З-ЭВТ-96 (IV курс, 2000 г., 14 чел.), почему они поступили в Донецкий техникум промавтоматики:
50 % - престижная специальность; 50% - хотят работать по избранной специальности; 20 % - интересна жизнь в техникуме;
22 % - хотят иметь диплом о среднем специальном образовании; 18% - хотят получить твердые знания;
28 % - получили отличные знания, хотят работать бухгалтерами и т.д.;
10% - учебное заведение находится по месту жительства 2% - так хотели родители.

Максецкий И.П., директор Донецкого техникума промышленной автоматики (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

Категорія: Освіта глухих | Переглядів: 1912 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.5/2
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2024