П`ятниця, 29.03.2024, 12:29
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Інформація ОНП [135]
Законодавство [73]
Сурдопедагогіка [115]
Освіта глухих [191]
Освіта України [57]
Освіта за кордоном [21]
Медицина [15]
Консультація [18]
Країна глухих [80]
Адміністратор сайту [8]
Пошук
Вхід на сайт
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

hit counter
ОБ'ЄДНАННЯ НЕЧУЮЧИХ ПЕДАГОГІВ
Головна » 2013 » Листопад » 23 » Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, и подготовка их к обучению в общеобразовательной школе
03:47
Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, и подготовка их к обучению в общеобразовательной школе
Речь является необходимым условием формирования мысли и неотъемлемым компонентом общения, в ходе которого она развивается и совершенствуется. Эту основную философскую концепцию профессор П.Губерина использовал при разработке ВТМ. При естественном развитии у детей дошкольного возраста речь достигает достаточно высокого уровня, что позволяет им общаться со слышащими - как со сверстниками, так и со взрослыми. Основная особенность ВТМ заключается в том, что он выступает за интеграцию ребенка с нарушениями слуха в среду слышащих, а это возможно только тогда, когда ребенок докажет, что он может общаться так, как и остальные члены общества.
Основное средство коммуникации человека - это речь. Значит, нужно научить глухого говорить. ВТМ, учитывая психологические аспекты развития ребенка и особенности его речевой деятельности, положил в основу обучения детей с нарушением слуха развитие его слуховой функции. При восприятии любой информации механическая энергия превращается в биологическую и переходит в сознание. Она становится более полноценной, когда для ее восприятия задействованы не один анализатор, а несколько, то есть, мы должны знать, что воспринимает глухой ребенок с помощью остатков слуха, а остальную информацию подаем через спациоцепцию. Учим ребенка воспринимать себя, свое тело в пространстве, ощущать предметы и соотносить все это со слуховыми образами. Первичные перцепции проходят целиком через ритм и интонацию, но в памяти остаются следы, и когда ребенок вновь слышит слово, то на различных уровнях (от субкортикальных до центральных) память участвует в этом процессе. Таким образом, ВТМ позволяет достичь нормальной разборчивости на центральном уровне. Под воздействием обучения некоторые связи распадаются, а приглушение определенных частот позволяет сделать слушание более уверенным.
Основной вид деятельности ребенка - это игра, в процессе которой формируется его речевое общение. Поэтому необходимо так организовать обучение слушанию и речи, чтобы ребенку было интересно. С этой целью лучше всего использовать АВГСМ (аудио-визуальный глобально-структуральный метод), сказки, серии сюжетных картинок, а также "графическую речь”. Проводя эту работу, мы используем весь речевой материал, учитывая лингвистическую, фонетическую и слуховую прогрессию, которые развиваются параллельно. Мы знаем, что при изучении любого языка важно не накопление словаря, а умение им пользоваться, обращая внимание на ценность языка. Поэтому я пыталась проследить зависимость развития понимания воспринимаемой речи от степени потери слуха, от метода обучения и от среды общения. Обучение по ВТМ и интеграция в среду слышащих сверстников, даже при позднем начале обучения, позволяет достичь хороших результатов в понимании обращенной речи.
При программировании обучения исходим из критериев: диагностического, реабилитационного, социологического, лингвистического, фонетического, аудиоконтроля, соотношения слуха и слухового восприятия.
Мы не можем учить отдельно слова или предложения. Используя АВГСМ, мы программируем обучение от простого к более сложному, то есть одна и та же сюжетная ситуация отрабатывается на 1 году обучения и на последующих, исходя из уровня, на котором находится ребенок. Это значит, что мы расширяем семантику, обогащаем грамматические формы, учим использовать знакомые фразы в бытовых ситуациях. Все это свидетельствует о том, что ВТМ не отступает от природного развития нормально слышащих детей, которые сначала учатся слушать, а через слушание развивают речь. Только в предшкольном возрасте мы проводим коррекцию произносительных навыков. Использование диалогов, инсценировок, сказок позволяет развивать невербальные средства коммуникации. Точно так же, как для слышащих играет большую роль интонация, с которой сказано слово, для глухого важны невербальные средства коммуникации: ритм, интонация, пауза, логическое и словесное ударение, что в совокупности служит хорошему пониманию обращенной речи.
Мы знаем, что есть три уровня понимания:
1) психологический, обеспечивающий понимание подтекста, особого построения языковых форм;
2) психолингвистический, обеспечивающий понимание предметного содержания;
3) сенсомоторный, обеспечивающий реализацию первого и второго уровней.
Работу начинаем с сенсомоторного уровня, когда в основу положены спациоцепция, затем учим понимать слова и речевые формы (семантику), которые обеспечат умение определять цельность и связность текста. Формируя и развивая невербальные и вербальные умения, у ребенка можно устранить недостаток высшего психологического уровня понимания речи.
На базе АВГСМ используем различные задания:
а)по развитию интонационных средств речи;
б)реконструирующие задания, которые учат ребенка грамотно строить свои высказывания, правильно употреблять словоформы;
в)конструирующие задания, во время которых ребенок должен самостоятельно составить рассказ по серии, по началу, по концовке, из отдельных слов - предложение, из отдельных предложений - рассказ;
г)комбинирующие, когда на слух нужно определить начало и конец рассказа;
д)задания на исключение; е) задания с причинно-следственными связями.
Наиболее просто определить уровень понимания воспринимаемых слов путем графической речи. Начиная с пиктографской ритмики, мы учим ребенка подтверждать верность услышанного рисунком, затем от слова-рисунка переходим к рисунку-предложению, а затем рисуем последовательность ситуаций, которые могут изображать события из его жизни (книга "про то, что было”), зарисовываем прочитанный материал. Это готовит его к пониманию учебного материала в школе.
Превратить мысль в слово, чтобы оно стало понятным для окружающих - одна из важнейших задач речевого коммуникативного и умственного развития. Ребенок, понимающий что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает речью.
Как человек говорит, так он и думает, так фантазирует. Поэтому нужно приложить максимум усилий для развития слухового восприятия и на его базе развить речевые способности ребенка, чтобы интегрировать его в среду слышащих сверстников. Это и есть главная задача ВТМ.
Эксперимент работы с детьми показал, что чем раньше мы начнем работу по развитию слухового восприятия, формированию лингвистической, фонетической прогрессии, тем лучших результатов достигнем в понимании воспринимаемой речи. Исследования также показали значение среды, в которой общается ребенок. Даже при позднем начале, интеграция в среду слышащих дала лучшее понимание, чем ранняя реабилитация и дальнейшее обучение в среде детей с нарушением слуха и речи (в интернате).
Необходимо также отметить, что только системный подход к вопросам обучения и реабилитации дает хороший результат. Ребенок, прошедший функциональную диагностику, посещающий занятия по фонетической ритмике и музыкальной стимуляции, наряду с индивидуальными занятиями получает информацию не как отдельную акустическую единицу, а учится чувствовать звук всем телом, а значит - и говорить, используя свои скрытые потенциалы.
Верботональный метод П.Губерины позволяет глухому ребенку чувствовать себя полноценным членом общества.

Шепеленко Н.В., сурдопедагог Центра "СУВАГ-Киев”(Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)


Категорія: Сурдопедагогіка | Переглядів: 1048 | Додав: Admin | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Зробити безкоштовний сайт з uCozCopyright MyCorp © 2024